Ваз 2101 fiat 124 - Volog-damaz.ru

Ваз 2101 fiat 124

В 1970 году началось производства автомобиля ВАЗ-2101 "Жигули", сделанного на базе FIAT 124, завоевавшего в 1967 году титул "Европейского автомобиля года". Но так ли был хорош FIAT? Были ли "жигули" лучше своего итальянского прародителя?

Ваз 2101 fiat 124

«Жигули»: перспективный автомобиль или обман советского руководства?

Очень часто можно слышать фразу: «Итальянцы продали СССР ухудшенную машину, а мы и рады». Как правило, главным аргументом к такой оценке является то, что у оригинального FIAT 124 все тормоза были дисковыми, а отечественный ВАЗ-2101 получил задние барабанные тормозные механизмы. Сегодня попробуем разобраться в том, почему так произошло, и на самом ли деле ВАЗ-2101 был хуже своего прародителя.

Ну а поможет нам в этом замечательная книга «Высокой мысли пламень», написанная самими работниками Волжского автомобильного завода, в которой перечислены основные (но далеко не все!) отличия этих автомобилей.

«Двигатель совершенно другой, верхнеклапанный».

FIAT 124 оснащался мотором объемом 1197 куб. см. Автором этого мотора считается талантливый итальянский моторист Аурелио Лампреди, долгое время проработавший в Ferrari и построивший моторы для чемпионских болидов Альберто Аскари. Хотя по другим данным этот мотор начинает свою историю еще с верхнеклапанного мотора от FIAT 1100 Balilla, который появился в далеком 1937 году. Мотор FIAT 124 имел верхнее расположение клапанов, однако распределительный вал размещался под цилиндрами, привод клапанов осуществлялся длинными толкателями (схема OHV). Нечто похожее встречалось на «Москвич-408», однако в 1967 году в СССР появился «Москвич-412» с распределительным валом, установленным в ГБЦ (схема SOHC). Поэтому советской делегации, в состав которой входило много выходцев из МЗМА, подобная схема показалась устаревшей и совершенно недопустимой. Поэтому Лампреди переделал двигатель в соответствии с требованиями советской стороны. Мотор получил современную схему SOHC, был уменьшен ход поршня с 71,6 до 66 мм, а для сохранения рабочего объема увеличили диаметр цилиндра с 73 до 76 мм. Также было увеличено и межцилиндровое расстояние — впоследствии эта маленькая хитрость за счет игры с диаметром цилиндров и ходом поршня позволила советским инженерам из одного мотора получить целую плеяду двигателей разной мощности. Удивительно, но факт: на продукции FIAT данный мотор не применялся.

«Сцепление — увеличена размерность (со 180 до 200 мм). Коробка передач — доработана конструкция синхронизаторов».

Как известно, FIAT 124 ресурсные испытания на Дмитровском полигоне успешно провалил. И не только потому, что кузов слабый был… Для увеличения надежности автомобиля в советских условиях эксплуатации было решено установить сцепление увеличенной размерности, а также применить синхронизаторы от спортивной версии FIAT 124. Благодаря этому, а также тому, что передачи переключались напрямую без каких-либо промежуточных тяг, КП «жигулей» долгое время считалась эталонной в плане как надежности, так и эксплуатационных характеристик.

«Увеличен дорожный просвет. Доработана передняя подвеска (изменена кинематика, усилены и изменены некоторые детали, в частности, пружины, шаровые опоры)».

Шаровые опоры хоть и были усилены, все равно остались слабым местом в «жигулевской» подвеске. Однако их ключевое отличие все-таки в другом: на FIAT 124 шаровая опора менялась в сборе с рычагом, потому что была к нему приклепана, а на «жигулях» — отдельной деталью, что позволяло поменять шаровую опору буквально «в поле». Дорабатывать пришлось даже резиновые пыльники, которые у FIAT трескались на морозе.

Примечательно, что основное увеличение дорожного просвета пришлось исключительно на переднюю ось (сзади увеличить просвет мешал жесткий мост), за счет чего «жигули» сходили с конвейера как будто «присевшими», словно машина готовилась к прыжку.

«Ведущий задний мост, по сути, новый. Архаичная задняя подвеска с реактивной трубой уступила место современной пятиштанговой конструкции. Карданная передача полностью другая (из-за исключения реактивной трубы)».

Здесь стоит добавить довольно любопытное описание появления новой подвески на «жигулях»:

«Было это уже в конце 1967 года. Автомобиль №1 (2101) практически готов, надо проводить испытания, а тут выкатывается предложение по изменению подвески.

На 124-х машинах она была одноштанговой, с реактивной длинной трубой. И очень уж она нам всем не нравилась — тяжелая, неудобная. С ее креплением и резиновыми элементами все время были проблемы.

Были попытки что-то улучшить, но это так, слезы одни. FIAT все понимал и, оказывается, в темпе вел наработки, хотя и без больших надежд на успех.

А потом приглашают нас в Турин и показывают два автомобиля. Один — с подвеской, к которой мы уже привыкли, а на втором — совершенно новая пятиштанговая конструкция с использованием двойного карданного вала.

Достоинства ее были очевидны. С другой стороны, документация уже пошла, подписаны все разделительные ведомости, задействованы смежники — как сейчас это все менять?

Ходим, переглядываемся. Кто ответственность на себя в таком деле возьмет? И тогда Евгений Артемович Башинджагян заявил, как отрубил:

— Мы же себе никогда не простим, если после этого станем выпускать старую подвеску! Пусть нас молотят-полощут, но давайте стоять за новую конструкцию намертво!

И они с Соловьевым не побоялись взять ответственность (и какую!) на себя. И отстояли-таки новую конструкцию!»

Основной особенностью оригинальной подвески FIAT 124 является Т-образный мост. У такого моста в «чулки» спрятаны не только полуоси, но и сам карданный вал. Именно этот длинный чулок, названный в тексте реактивной трубой, удерживает мост от проворачивания. Однако такая схема имеет существенный недостаток: имея одну из точек крепления в центре, а с другой стороны находясь в зацеплении с тягой Панара, мост начинает подруливать. Причем паразитные подруливания происходят не только в поворотах, но и вообще при работе задней подвески. А так как форма у моста Т-образная, то такое подруливание оказывается совершенно нежелательным. У «жигулей» вместо «чулка» кардана появилось два дополнительных верхних рычага, которые не только не дают мосту провернуться, но и предотвращают паразитные подруливания.

Кроме «жигулей» пятиштанговая подвеска устанавливалась и на FIAT 124S (за исключением нюансов — почти полный аналог нашей «тройки»). Но, как видно из иллюстраций, были в подвесках и другие различия. Например, «жигули» не имели заднего стабилизатора поперечной устойчивости, который имелся на FIAT 124. Однако его отсутствие не всегда отрицательно. Задний стабилизатор делает машину жестче. Для начала вспомним, что у передней подвески «жигулей» был увеличенный по сравнению с FIAT клиренс. Таким образом, при наличии стабилизатора на задней оси при наезде передним колесом на неровность нагрузка на диаметральное заднее колесо уменьшалась, что отрицательно сказывалось на управляемости. Особенно на недостаточно ровном покрытии. К тому же без стабилизатора машина мягче, а стало быть, в ней не только комфортнее, но и кузов не получает лишних нагрузок, что положительно сказывается на его ресурсе. Третьей причиной такого решения можно назвать удешевление производства автомобиля.

Что касается углового расположения амортизаторов, то втулки таких амортизаторов получают меньшие изгибающие нагрузки, а стало быть, склонны к меньшему износу, чем установленные вертикально. Наконец, применение в автомобиле стоек привело бы к существенному усилению кузова за счет уменьшения полезного объема багажника.

«Кузов — произведено значительное усиление во многих местах. Не очень удобные, далеко выступающие «кнопочные» ручки дверей уступили место «вытяжным», более эргономичным и безопасным. На переднем и заднем бамперах появились «клыки».

Противники и ненавистники «жигулей» частенько приводят в пример тот факт, что на испытаниях автомобили FIAT 124 буквально расползались по швам. Это действительно так, однако не стоит забывать, что итальянцы достаточно оперативно провели работу над ошибкам, — полный перечень изменений включает более 270 пунктов! Поэтому говорить о том, что кузов ВАЗ-2101 оказался хлипким, неверно. К слову некоторые изменения касались не столько «живучести», сколько специфических требований советской стороны.

Например, одно из таких требований — переделка салазок передних сидений FIAT таким образом, чтобы сиденья раскладывались полностью, образуя относительно ровную спальную поверхность, что было обусловлено тем, что в СССР всячески пропагандировался автомобильный туризм. Или требование добавить FIAT 124 «кривой стартер» как обязательный атрибут «северной» эксплуатации. Примечательно, но уже в 1980 году на автомобилях «второй классической серии» (2105/07/04) АвтоВАЗ сам отказался от «кривого стартера».

Были также вещи, которые, появившись на ВАЗ-2101, впоследствии были перенесены и на «рестайлинговый» FIAT 124: например, клыки на бамперах противоподкатного профиля и дверные ручки от FIAT 125, которые на ВАЗ-2101 появились по достаточно курьезной по капиталистическим меркам причине. Дело в том, что данные дверные ручки изначально полагались только автомобилю ВАЗ-2103, однако в целях унификации их стали ставить и на ВАЗ-2101.

Или вот такой «курьез комплектаций»: на FIAT ремни безопасности были обязательным атрибутом, а наружные зеркала — опцией. А у ВАЗ- 2101 левое наружное зеркало было всегда, а вот ремни безопасности хоть и были всегда аккуратно сложены в багажник (первое время владельцы должны были их ставить сами), но оплачивались отдельно при покупке машины.

«Дисковые задние тормоза заменены барабанными».

Наконец мы подошли к самому главному: почему на ВАЗ-2101 появились барабанные тормоза. Стоит сразу сказать, что FIAT 124 был первым «семейным автомобилем», у которого все тормоза были дисковыми. Итальянцы этим очень гордились и заменять механизмы на барабанные не хотели. Фирма Bendix постоянно дорабатывала тормозные механизмы, но отказываться от «дисков» не хотела. Но факты — вещь упрямая: на полигоне задние колодки истирались за 600 км, на дорогах общего пользования — за 3000 км. Да и находящиеся в сравнении автомобили FIAT 1500 (предшественник 124) и Peugeot 204 с задними барабанным тормозами вели себя на наших дорогах несколько предпочтительнее. В итоге итальянцы сдались, задние тормоза на ВАЗ-2101 стали барабанными. Но как быть со снизившимся тормозным усилием? Для его компенсации пришлось дорабатывать передние тормозные механизмы. Благодаря этому ВАЗ- 2101 получил огромные двухпоршневые суппорты на передних тормозах.

Таким образом, говорить о том, что ВАЗ- 2101 был хуже FIAT, оправдывая это лишь тем, что у FIAT 124 были дисковые задние тормоза, как минимум неверно. ВАЗ-2101 родился как полноценная и комплексная работа над базовой моделью. И в ходе этой работы ВАЗ- 2101 оказался не хуже, а даже лучше своего прародителя: он был мощнее, а в моторе при этом был нешуточный потенциал для форсировки (что доказывали многие спортивные достижения), кузов был доработан настолько хорошо, что многие «копейки» дожили до наших дней, несмотря на все тяготы эксплуатации, у «жигулей» была доработана подвеска, они имели некоторые дополнительные элементы комфорта. В 1970 году в СССР стали делать действительно современный и хороший автомобиль, приспособленный для наших дорог.

Ну а что стало с легендарным заводом за прошедшие 45 лет — уже совсем другая история.

Сравнение Фиат-124 и ВАЗ-2101 и фото

Если смотреть на фото двух автомобилей одного цвета, но разных марок – Фиат-124 и ВАЗ-2101, то с первого взгляда они покажутся одинаковыми. Но специалисты утверждают, что между этими машинами имеется 824 отличия! Конечно же, в одной статье все их назвать невозможно, поэтому назовем основные из них.

Читайте также  Ремкомплект масляного насоса ваз 2106

Основные сведения

Специалисты утверждают, что ВАЗ-2101 – это модернизированный вариант Фиата-124. Это объясняется тем, что завод-изготовитель Fiat выпускал модель 124 только до 1974 года. После этого года наш отечественный производитель – Волжский автомобильный завод, сделал модернизацию автомобиля ВАЗ-2101 под Фиат-124. Прежняя модель ВАЗ-2101 отличалась внешним видом:

  • на крыле было установлено круглое зеркало;
  • в салоне автомобиля имелась напольная педаль газа;
  • на приборной панели узкие окошки индикаторов с множеством выемок;
  • дефлекторы вентиляционной системы выполнены в виде «ушек».

Переоборудование данного автомобиля было вызвано требованиями современности: автовладельцы хотели простоты и облегченной ремонтопригодности.

Во времена Советского Союза конструкторы Волжского автомобильного завода искали базовую основу для современного легкового автомобиля семейного типа. Остановили свой выбор на Фиате-124, так как эта модель отличалась крепостью и надежностью, к тому же прошел испытания суровыми условиями нашего государства (в том числе и плохими российскими дорогами).

Правительство СССР заключило соглашение на договорных условиях с итальянским заводом-изготовителем Фиата-124 о том, что именно эта модель будет выпускаться ВАЗом под номером 2101. Для того чтобы перестроить уже выпускаемую модель ВАЗ-2101 по новому образцу, в страну Советов приехали итальянские специалисты автомобильного дела – ведущие инженеры-конструкторы компании Fiat. Серийное производство ВАЗ-2101 началось с 1970 года.

После модернизации обновленная модель ВАЗ-2101 стала выглядеть практически, как итальянский Фиат-124. Но это в отношении внешнего вида, техническими характеристиками ВАЗ-2101 значительно уступал своему примеру подражания.

Информационная справка о Фиате-124

Согласно общепринятой информации, Фиат-124 – это общее название целого семейства легковых машин, которые производились одноименной компанией из Италии в период с 1966 года по 1982 год.

Основные технические характеристики данного транспортного средства:

  1. Двигатель – рядный, четырехцилиндровый.
  2. Трансмиссия – четырехступенчатая, механического типа.
  3. Компоновка кузова – переднемоторная с задним приводом.
  4. Массово-габаритные характеристики:
    • длина – 4042 мм;
    • ширина – 1625 мм;
    • высота – 1420 мм;
    • колесная база – 2420 мм;
    • масса – 855-950 кг.

К общим характеристикам Фиата-124 относится его классическая компоновка:

  1. Переднее размещение двигателя.
  2. Ведущие колеса – задние.
  3. Трехрычажная задняя подвеска.
  4. Дисковая тормозная система (передняя и задняя).

Эта модель Фиата считается наиболее успешной конструкцией легковых автомобилей массового производства в истории мирового автомобилестроения.

Информационная справка о ВАЗ-2101

Легковой автомобиль марки ВАЗ-2101 в народе назван не иначе как «Жигули». По своим характеристикам это автомобиль малого класса, который имеет задний привод и кузов типа «седан» (как на Фиате-124). Выпускалась эта модель с 1970 года по 1988 год.

Общие технические характеристики ВАЗ-2101:

  1. Двигатели ВАЗ-2101 – 21011.
  2. Трансмиссия – четырехступенчатая.
  3. Кузов:
    • четырехдверный;
    • с перднемоторной компоновкой заднеприводного типа.
  4. Массово-габаритные:
    • длина – 4073 мм;
    • ширина – 1611 мм;
    • высота – 1382 мм;
    • колесная база – 2424 мм;
    • масса – 955 кг.

Это один из лучших легковых автомобилей отечественного производства, имеющий Международную премию «Золотой Меркурий» (1972 год).

Технические отличия Фиата-124 от ВАЗ-2101

Общие технические отличия между Фиатом-124 и ВАЗ-2101:

  • тормозная система отличается плавающей скобой и задними ДТ;
  • разные двигатели внутреннего сгорания;
  • по-разному оформлена подкапотка;
  • не одинаково крепятся элементы задней подвески;
  • различные виды крепления передних амортизаторов;
  • размещение карбюратора (горизонтальное и вертикальное);
  • различная комбинация на приборной панели (имеется указатель системы охлаждения и отсутствует);
  • отличаются ограничители дверей;
  • разный дизайн передних сидений;
  • разница в креплениях, предусмотренных для ремней безопасности.

На Фиате-124 были установлены:

  • двигатель с распределительным валом нижнего расположения небольшого размера;
  • дисковые задние тормоза;
  • нет защиты картера;
  • нет пыльника подкапотки;
  • шаровые с латунными вкладышами (ломались, если рвался резиновый пыльник),

ВАЗ-2101 претерпел следующие изменения:

  • распредвал переместили в головку блоков цилиндра;
  • задние тормоза переоборудовали в барабанные;
  • установлен верхневальный мотор;
  • шаровые на болтах (что способствует их легкой замене);
  • передняя подвеска подверглась усилению;
  • задняя полностью заменена (вместо реактивной трубы оборудована с пятью реактивными штангами);
  • в карданную передачу внедрен открытый вал, имеющий промежуточную опору;
  • усилен механизм сцепления;
  • доработана конструкция синхронизаторов в КПП;
  • предусмотрено вскрытие багажника (защищена защелка);
  • меньшее потребление топлива;
  • трансформирующиеся сиденья в спальные места.

Также следует сказать о звучании обоих автомобилей: Фиат-124 можно охарактеризовать мужским баритоном, практически неслышимым в автомобильном салоне, ВАЗ-2101 – шумный и рычащий. Такие звуковые отличия объясняются особенностями конструкций цепи ГРМ.

Фиат-124 и ВАЗ-2101 (сравнение по фото): внешние отличия

Если присмотреться к фотографиям названых транспортных средств, то можно найти основные отличия во внешнем виде обоих автомобилей:

  • ручки на дверцах (утопленные и выпуклые);
  • «клыки» на бамперах разной формы;
  • на переднем бампере оборудовано отверстие для рукоятки (на ВАЗ-2101);
  • различная хром-накладка на фарах;
  • защелки на форточках различной конфигурации;
  • внутренние усилители капота;
  • усилители крышек багажников (с отверстиями и без);
  • различная конструкция удерживания крышки багажника;
  • посадочные места элементов задней подвески (на Фиате-124 использованы стойки);
  • разное расположение домкратного гнезда;
  • не одинаковая выштамповка под трубу глушителя.

Простота конструкции ВАЗ-2101 позволила меньше тратить финансов на ее техническое обслуживание и ремонт.

Отзывы владельцев

Владельцы Фиатов-124 утверждают, что внешний вид автомобиля благороднее, чем у ВАЗ-2101. К тому же его сборка более качественная и все детали изготовлены лучше (чувствуется европейский шик!). Езда на этом легковом автомобиле отличается мощностью и шустростью, к тому же тормозная система функционирует лучше.

Минусы ВАЗ-2101 объясняются следующими фактами:

  • итальянские автомобильные детали были заменены на отечественные аналоги;
  • запчасти на ВАЗ-2101 выпускались низкого качества (это связано с тем, что российские специалисты не имели практического опыта в их изготовлении).

Специалисты считают, что сравнивать две эти легковые машины не нужно. Они совершенно разные, и каждая из них имеет свои неповторимые плюсы.

Копейке – полтинник!

Полувековой юбилей легендарного автомобиля

19 апреля 1970 года с главного конвейера Волжского автомобильного завода сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули». В тот день вряд ли кто-то из тех, кто присутствовал при торжественном событии, представлял, какое значение будет иметь этот автомобиль для страны и ее народа.

История про то, как FIAT-124, признанный в 1967 году европейским «Автомобилем года», в нашей стране превратился в «Лучший отечественный автомобиль ХХ века», давно изучена и подробно описана. Инициатором производства «Жигулей» стал председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин. Восьмая пятилетка, длившаяся с 1966 по 1970 год, прошла под знаком экономических реформ Косыгина и стала самой успешной в советской истории, получив название «золотой». В те годы в Советском Союзе одновременно возводилось около 1900 крупных предприятий, и будущий Волжский автомобильный завод оказался одним из них.

Пожалуй, Косыгин был единственным человеком «наверху», понимавшим, что стране нужен не просто массовый «народный автомобиль», а машина высокой европейской культуры, ориентированная на комфорт водителя и пассажиров. Таким автомобилем не могла стать «Волга» по причине высокой цены, им так и не стал «Москвич», выпускавшийся в недостаточном количестве, и тем более «Запорожец», превратившийся в посмешище и героя анекдотов. Строительство нового автомобильного завода в Ижевске, где выпускали те же «Москвичи», ситуацию не спасало – машин все равно на всех не хватило бы, а деньги у народа водились. И, конечно, всем советским легковушкам сильно недоставало еще одного – европейского лоска, трудно определяемого в конкретных деталях, но интуитивно ощутимого на общей картине.

Звучит парадоксально, но страна, первой запустившая человека в космос, не могла сама построить автомобильный завод требуемого уровня и производительности, поэтому пришлось обращаться к итальянцам. Переговоры завершились 15 августа 1966 года подписанием контракта между главой концерна FIAT Джованни Аньелли и министром автомобильной промышленности СССР А.М. Тарасовым о строительстве автозавода в городе Тольятти с полным производственным циклом.

Прием советской делегации в Италии. Кроме блюд, на столе расставлены и разноцветные модельки FIAT-124 – главного предмета переговоров.

Прием советской делегации в Италии. Кроме блюд, на столе расставлены и разноцветные модельки FIAT-124 – главного предмета переговоров.

«Директивец» и «Новорожец»

Волжский автомобильный завод объявили комсомольской стройкой и сооружали ударными темпами. Параллельно шла «подковка блохи» под наши дороги – усиление в модели всего и вся, чем занималась итальянская сторона. Набралось около 800 позиций.

Один из ведущих испытателей ВАЗа, Вадим Котляров, так описывает знакомство c автомобилем: «Он буквально ошеломил. Внешним видом и интерьером. Удобством посадки и управления. Конструктивным уровнем. Короче, всем. По роду службы мне уже доводилось весьма тесно соприкоснуться с отечественной легковой техникой – «Москвичами» и «Волгами», которые знал не понаслышке. Не видя ничего слаще морковки, мы искренне считали их вполне достойными авто. Пока вплотную не познакомились с «Фиатом». И каким же, увы, убогим показался нам тогда уровень отечественного автопрома».

Испытания будущей «Копейки». Внешне – почти FIAT-124, но в бампере уже есть отверстие под «кривой стартер». Самые значительные изменения итальянцам придется сделать в моторе, переделав его с нижневального на верхневальный, полностью переработать заднюю подвеску, а также заменить в задних тормозах диски на барабаны. И еще повысить дорожный просвет.

Итальянский FIAT-124 в чистом виде. Внешние отличия: дверные ручки под естественный хват руки, более низкий дорожный просвет и отсутствие «клыков» на бамперах. Модель с индексом 124 и ее различные модификации выпускались с 1966 по 1974 год. По лицензии автомобиль производился также в Испании, Южной Корее, Индии и Турции.

Испытания будущей «Копейки». Внешне – почти FIAT-124, но в бампере уже есть отверстие под «кривой стартер». Самые значительные изменения итальянцам придется сделать в моторе, переделав его с нижневального на верхневальный, полностью переработать заднюю подвеску, а также заменить в задних тормозах диски на барабаны. И еще повысить дорожный просвет.

Итальянский FIAT-124 в чистом виде. Внешние отличия: дверные ручки под естественный хват руки, более низкий дорожный просвет и отсутствие «клыков» на бамперах. Модель с индексом 124 и ее различные модификации выпускались с 1966 по 1974 год. По лицензии автомобиль производился также в Испании, Южной Корее, Индии и Турции.

Оставалось еще дать собственное имя новой модели. Безымянными у нас тогда ходили только грузовики, троллейбусы, некоторые автобусы, правительственные ЗИЛы и вся продукция Ульяновского автомобильного завода, включая внедорожник ГАЗ-69, которому когда-то хотели дать имя «Труженик», но так и не решились.

Чтобы придумать имя «советскому «Фиату»» журнал «За рулем» объявил конкурс на лучшее название. Было прислано 54 838 писем с 1812 вариантами, и среди них такие: «Аврора», «Аргамак», «Атаман», «Весна», «Гвоздика», «Директивец», «Искра», «Катюша», «Лада», «Луч», «Мадонна», «Мемориал», «Мечта», «Новорожец», «Олимпия», «Руслан», «Сокол», «Фиалка». К слову, имя «Лада» уже тогда набрало полторы тысячи голосов.

На самом деле конкурс был фикцией – по свидетельствам ветеранов Волжского автомобильного завода, имя «Жигули» предложил конструктор А.М. Черный, а директор завода В.Н. Поляков утвердил его еще в начале 1967 года. Тогда же его отправили в Италию для разработки декоративной надписи на заднюю панель кузова.

Читайте также  Не горят правые габариты ваз 2109

Одна из первых рекламных съемок ВАЗ-2101. На переднем плане экспериментальные образцы с номерами «проба», прикрученными прямо на решетку радиатора – кронштейны еще просто не успели сделать. Сейчас бы такую фотографию сочли недопустимой, но тогда времена были проще. Снимок был опубликован в англоязычном буклете «Внешпосылторга», где был отдельный абзац с заголовком «No troubles in winter».

Одна из первых рекламных съемок ВАЗ-2101. На переднем плане экспериментальные образцы с номерами «проба», прикрученными прямо на решетку радиатора – кронштейны еще просто не успели сделать. Сейчас бы такую фотографию сочли недопустимой, но тогда времена были проще. Снимок был опубликован в англоязычном буклете «Внешпосылторга», где был отдельный абзац с заголовком «No troubles in winter».

Открытка по почте

Название «Жигули» поначалу вызвало возмущение, причем еще до начала производства, когда информация о нем случайно просочилась в прессу. Журнал «За рулем» в № 3 за 1969 год опубликовал вот такое гневное письмо от читателя: «Дорогая редакция! В «Ленинградской правде» я прочитал заметку о новом транзисторе для автомобиля Волжского завода и заодно узнал, что он будто бы будет называться «Жигули». И вот это заставило меня написать письмо. Почему в таком случае не дать автомобилю наименование «Пенаты» или «Курилы», а может быть, «Михайловское»? Разве не звучит: «В производство запущено 20 «Михайловское»? Очень уж обидно, когда в погоне за «географичностью» попирается здравый смысл. Название массового автомобиля, мне думается, должно быть коротким, легко произносимым и выразительным». Автора письма успокоили тем, что сообщение в газете неточно, а название еще не выбрали и пока есть только индекс ВАЗ-2101, хотя это было не так. Лучше бы рассказали, что вся страна с тридцатых годов в охотку пьет пиво «Жигулевское», не особо задумываясь над его названием.

Легендарная копейка ВАЗ-2101 и итальянские корни

В 60-х годах прошлого века перед руководством Советского Союза стояла непростая задача – ликвидировать избыток не обеспеченных товарами денег, накопленных населением. Стране нужен был собственный продукт, которым можно было насытить рынок и стабилизировать внутреннюю валюту. Выбор пал на автомобильную промышленность. На это решение большое влияние оказала коммунистическая партия Италии. Концерн FIAT с сильным прокоммунистическим профсоюзом взял на себя обязанности по проектировке нового автозавода. Так в 1966 году были достигнуты договоренности о разработке технического проекта, а уже в 1970 году с конвейера в Тольятти сошел первый автомобиль под маркировкой ВАЗ-2101.

Машина называлась «Жигули», но в народе со временем её стали называть «копейкой». Налаженное производство первого автомобиля ВАЗ стало настоящим успехом, ведь на тот момент времени в СССР не была развита область двигателестроения. То есть, кроме «Победы», о которой знали чуть ли не во всем Мире, больше автомобилей не было. Для «копейки» нужен был и новый мотор, и новая коробка передач. Достигнув соглашения с итальянцами, советские инженеры получили доступ к технологиям и добротную машину, на базе которой разработали ещё несколько удачных моделей. С каким автомобилем принято сравнивать ВАЗ-2101?

Как разрабатывали «Жигули»?

Перед началом производства долгое время руководящие лица не могли определиться с выбором донора. В качестве основы рассматривали и испытывали в полигонных условиях FIAT 124, Morris 1100, Peugeot 206, Ford Taunus, Scoda МВ 1000. Половина из этих автомобилей буквально рассыпалась под высокими нагрузками. Было очевидно, что для советских условий нужен надежный и выносливый автомобиль, которому не будут страшны суровые климатические испытания и низкое качество дорог. Вопрос с качеством дорожного полотна оставался актуален и в 60-х годах, поскольку нормальных дорог не было даже в крупных городах. Для государства был чрезвычайно важен выпуск доступного семейного автомобиля, поскольку на вырученные средства можно было сдержать целый населенный пункт, в котором проходит производство машины. Также концепция предполагала, что автомобиль будут поставлять и на экспорт.

Итальянский FIAT 124 не был эталоном надежности, и даже после 5-10 тысяч километров на Дмитриевском полигоне начинал сыпаться. Намного лучше в тяжелых условиях проявляли себя Peugeot 206 и Renault 16, но в дело вмешался сам Брежнев, сделав звонок руководителю итальянского концерна FIAT. Поговаривают, что в решении этого вопроса поучаствовала даже агентура КГБ. Так окончательное решение оказалось за Фиатом. Итальянцы предоставили оборудование и технологию производства авто, поэтому за короткое время производство сумели развернуть конвейер в городе Тольятти. Специалисты из Италии приезжали в СССР с целью обучения местных специалистов и настройки оборудования. Так появился ВАЗ-2101 под экспортным названием LADA 1200. Машина является копией FIAT 124, который в свою очередь признавался автомобилем года в Европе в 1965 году.

Особенности ВАЗ-2101

С технической точки зрения FIAT 124 является обычным транспортным средством без особых революционных решений. Но на тот период времени в Союзе машина воспринималась как нечто комфортабельное и современное. В первую очередь в глаза бросался неординарный дизайн: прямые строгие линии без округлостей и выпуклостей. Также многим покупателям нравился просторный салон, в котором вполне комфортно себя могли чувствовать четыре человека. За рулем открывалась неплохая обзорность, а 64-сильный двигатель отличался вполне приемлемой динамикой. Очень быстро ВАЗ-2101 стал первым автомобилем Союза, затемнив Москвич и Запорожец. За новинкой выстраивались очереди, люди ждали свою машину годами. В это же время проходила эксплуатация авто в реальных условиях.

Первые экземпляры стали гонять по всей стране, определяя самые уязвимые стороны. Их оказалось значительно меньше, чем у подопытного «итальянца». FIAT 124 откровенно не выдерживал условий эксплуатации по необъятным просторам СССР, и первой обычно сдавала подвеска. Выходили из строя рычаги, появлялись трещины в кузове в местах соединения стоек и крыши, выходил из строя картер заднего моста, резиновые буферы передней подвески. Тормозные колодки задних дисковых тормозов вовсе изнашивались до металла всего за пару сотен километров пробега в основном из-за реагентов, которыми были усыпаны дороги города зимой. На фоне не самых лучших результатов было принято решение усовершенствовать и адаптировать конструкцию автомобиля под реальные условия. Изменениям коснулась чуть ли не каждая система машины.

Основные доработки пришлись на следующие узлы и агрегаты:

  • современный бензиновый двигатель с верхним расположением распределительного вала OHC;
  • усиленный кузов
  • задние тормоза барабанного типа;
  • увеличенный дорожный просвет;
  • усиленные рычаги передней подвески;
  • усиленная конструкция балки заднего моста.

Главное новшество, безусловно, заключалось в верхневальном 1.2-литровом 64-сильном моторе, который заменил фиатовский архаичный ДВС с нижним расположением распределительного вала. Итальянцы упорно настаивали на такой конструкции двигателя, но советские инженеры смотрели вперед. В общей сложности машина претерпела порядка 800 изменений, то есть, между ВАЗ-2101 и FIAT 124 именно столько отличий. В этом трудно поверить, ведь внешне оба авто похожи друг на друга. Также в Тольятти поставили наружное зеркало заднего вида, поменяли ручки дверей наружные на утопленные. Добавили ободок клаксона, которого не было на FIAT. Инженеры учли и тот факт, что в дальнейшем может потребоваться доработка мотора и изменение его рабочего объема. Для этого решили увеличить расстояние между цилиндрами. Все эти изменения привели к утяжелению авто. ВАЗ-2101 на 90 кг оказался тяжелее своего итальянского клона.

Народная любовь ВАЗ-2101

Уже в первый год выпуска тысячи первых владельцев «копейки» отметили, что этот автомобиль на порядок комфортней, чем многие доступные на тот момент машины. При этом «Жигули» можно было завести даже в 20-градусный мороз, что не могло не радовать. Эта модель сумела стать настоящим бестселлером советского автопрома. Желающих обзавестись «своим», пусть и с итальянскими корнями, увеличивалось каждый день. Это и понятно – практичный, комфортный, надежный.

Как показала практика, в первые несколько лет эксплуатации «копейка» нуждалась разве что в замене технических жидкостей. Ничего регулировать и смазывать дополнительного не нужно. Со временем стали появляться различные модификации одной из самых успешных моделей автозавода ВАЗ. Одну из модификаций выпустили итальянцы в 1974 году под заводским обозначением ВАЗ-21011. Модель отличалась хромированными бамперами, измененной решеткой радиатора, фонарем заднего хода, новыми передними сиденьями. Также автомобиль отличался новым 1.3-литровым более мощным двигателем.

В дальнейшем на базе «копейки» стали выпускать «тройки», «пятерки», «шестерки». Причем каждая новая модель отличалась некоторыми новшествами. К примеру, «тройка» приобрела немного люксовый кузов с хромированными боковыми молдингами. После успеха на внутренней арене, «копейку» принялись собирать на экспорт. Основными потребителями стали автовладельцы Швеции, Канады, Австрии и даже Новой Зеландии. Далеко за океанами и морями «Жигули» полюбили за понятную и простую конструкцию, легкость обслуживания и ремонта, а также за неприхотливость. К вопросу производства машин на экспорт подходили более тщательно, дабы угодить привередливым иностранцам. Все это позволило ВАЗ-2101 снискать славу далеко за пределами СССР.

Ваз 2101

Характеристики

Название: 2101 21011
Топливо: Бензин Бензин
Объём: 1 198 см3 1 294 см3
Макс. мощность: 64 л. с., при 5600 об/мин 69 л. с., при 5600 об/мин
Макс. крутящий момент: 87,3 Н·м, при 3400 об/мин 94,3 Н·м, при 3400 об/мин
Макс. скорость: 137 км/ч 140 км/ч
Разгон 0-100 км/ч: 23 сек. 18 сек.
Механическая: 4 ступени
Передаточные отношения:
1 передача: 3,75
2 передача: 2,30
3 передача: 1,49
4 передача: 1,00
Задняя передача: 3,87

Габариты и масса:

Длина: 4073 мм
Ширина: 1611 мм
Высота: 1382 мм
Дорожный просвет: 170 мм
Колёсная база: 2424 мм
Колея передняя: 1349 мм
Колея задняя: 1305 мм
Масса: 955 кг

История создания Ваз 2101

Ваз 2101 первый автомобиль волжского автозавода и родоначальник всех классических моделей жигулей.

Сотрудничество с Fiat

15 августа 1966 года между СССР и компанией Fiat был заключен договор по которому итальянцы должны спроектировать завод по производству автомобилей, полностью его оснастить и наладить выпуск трёх моделей легковых автомобилей — «Норма» в кузове седан и универсал — Ваз-2101 и 2102, а так же «Люкс» — Ваз-2103.

Модель 2101 является усовершенствованной копией FIAT 124 который выпускался в Италии с 1966 года.

Специалисты НАМИ отдавали предпочтение другой перспективной модели — Fiat 128 с передним приводом, однако Итальянцы смогли убедить советских специалистов в неперспективности переднего привода.

Чтобы адаптировать автомобиль к условиям СССР, советские инженеры тестировали FIAT 124 на территории Дмитровского полигона и отправляли замечания в Италию.

Нужно сказать, что испытания действительно проводились масштабные! В период с июня 1966 по июль 1970 года было произведено испытание 9 серий и 35 образцов автомобилей, а их общий пробег составил более 2 млн. километров.

В ходе сотрудничества с итальянцами в конструкцию внесли свыше 800 изменений, в числе которых:

  • Двигатель с верхним расположением распредвала, а не нижним, как у FIAT, и увеличенным межцентровым расстоянием. Диаметр цилиндров с 73 мм увеличили до 76 мм, а ход поршня сократили с 71,5 до 66 мм. Результат – более приёмистый двигатель;
  • Задние дисковые тормоза заменили барабанными, что увеличило ресурс. (Итальянские колодки во время испытаний стирались уже к 2-3 тыс. км пробега);
  • Клиренс спереди увеличили с 164 до 175 мм;
  • Появилась буксировочная проушина.
Читайте также  Скрежет в двигателе ваз 2109

Первые автомобиль Ваз-2101

В 14 часов 18 апреля 1970 года по главному конвейеру Волжского автозавода отправились первые 6 машин, сборка завершилась в ночь с 18 на 19 апреля. Были собраны 2 темно-синих автомобиля и 4 вишневого цвета.

Заготовки для кузова были привезены из Италии, другие комплектующие также поставлялись из-за границы.

Первую машину спускал с конвейера лично Бенито Гуидо Савоини — итальянский шеф-инструктор.

В дальнейшем эти 6 автомобилей использовались для обучения, отработки технологии и других внутренних целей завода. Их судьба неизвестна.

Первый серийный автомобиль был собран 1 августа и хранится в музее ОАО АвтоВаз. Интересно, что ему присвоен номер кузова — 0000038, номер двигателя — 0000034, а табличка с номером для запчастей № 0000001.

Кстати, в музее ОАО АвтоВАЗ, выставлен красный Ваз-2101 который стал первой машиной реализованной через торговую сеть 18 августа 1970 года.

После 19 лет эксплуатации владелец подарил автомобиль АвтоВАЗу и получил взамен другую машину.

Якобы итальянская сборка

Часто в объявления о продаже или в блогах указывают на итальянские корни «Копейки», якобы машина «Итальянка», собиралась на FIATe, «фиатовский» двигатель и т.п. — это заблуждение!

Ваз-2101 никогда не собирался на заводе Fiat, по крайней мере серийно. С самого начала производства «Копейка» собиралась из локализованных запчастей обходясь без поставок из Италии (кроме первых 6 пилотных автомобилей, которые в продажу не пошли). Часть запчастей на начальном этапе производились в странах соцлагеря — Польши, Венгрии и т.д.

Так например в Польше с 1967 года производили Polski FIAT и на запчастях могла оказаться соответствующая символика.

Происхождение названия «Жигули»

Есть мнение, что название «Жигули» было выбрано благодаря конкурсу инициатором которого стал автомобильный журнал «За рулем».

Возможно в этом есть доля правды т.к. в пятерке лидеров были названия — «Волжанка», «Мечта», «Дружба», «Жигули» и «Лада».

Однако, по словам заводчан название «Жигули» было утверждено директором завода В. Н. Поляковым ещё в начале 1967 года, а придумал его А. М. Чёрный — один из конструкторов.

Объемы выпуска

24 марта 1971 года Государственная комиссия приняла в эксплуатацию первую очередь автозавода, которая предназначена для выпуска 220 тыс. автомобилей в год.

16 июля 1971 года с главного конвейера сошел 100-тысячный автомобиль.

10 января 1972 года принята в эксплуатацию следующая очередь так же на 220 тыс. автомобилей.

Сборка автомобилей достигла 1 млн. уже к 21 декабря 1973 года, и 1,5 млн. в 1974 году, а в 1980 году было собрано 5 млн. автомобилей. Ни один из советских автопроизводителей не мог и мечтать о таких объемах выпуска. (Цифры приведены по трем автомобилям 2101, 2102 и 2103).

Производство Ваз 2101 стало большим шагом вперед для советского автомобилестроения, так как главной целью производства была автомобилизация населения СССР.

Автомобиль для среднего класса, довольно современный на тот момент и по доступной цене во многом превосходил модели Москвичей и пользовался большей популярностью.

Качество сборки

Во многом из-за массовости производства ухудшилось качество. На заводе стали отступать от утвержденной документации, применять другие материалы, технологии для некоторых этапов производства. Возможно, свою роль сыграла и культура — через проходную завода рабочие выносили всё, что могли.

Всё же, на тот момент, Волжский автозавод делал лучшие в СССР автомобили.

Недостатки

С самого начала выпуска потребители искали минусы в автомобиле, и им не нравилось буквально всё, начиная с названия «Жигули», что было созвучно с французским словом «жиголо» (в переводе – сутенёр).

Еще одна особенность 2101 была в дворниках, одним движением их можно было снять, начались кражи, а купить новые дворники было проблематично, если вообще возможно.

Ранее выпускавшиеся автомобили в СССР оснащались гаечными ключами на 12 и 14, а в водительском наборе к ВАЗ 2101 был ключ на 13.

Впрочем, сейчас это сомнительные минусы, автомобиль всё равно стал массовым и самым популярным в СССР.

Экспорт

Нужно отметить, что без каких-либо значительных переделок ВАЗ 2101 выпускали в Испанском филиале концерна FIAT, под маркой SEAT – 124. Никаких дивидендов в пользу участников её проектирования в СССР не отчисляли, такого в Советском Союзе не предусмотрели в контракте. Кроме того, в Турции, по лицензии FIAT собирали Tofas Murat 124.

ВАЗу же, согласно договору, запрещалось составлять конкуренцию для FIAT 124, однако, экспорт в Западную Европу начался в 1974 году, когда производство модели 124 было прекращено в пользу нового FIAT 131.

На экспорт автомобили шли под маркой Lada, а модель соответствовала объёму двигателя – 1200 (2101), 1200s (21013) и 1300 (21011).

Свыше 57 тыс. автомобилей Lada, были экспортированы в страны Социалистического содружества — ГДР, Чехословакию, Болгарию, Венгрию и Югославию. Lada поставлялась в ФРГ, Францию, Австрию, Швейцарию, Финляндию, Швецию, Египет и Нигерию. Праворульные модификации поставлялись в Японию, Великобританию и Австралию.

Окончание выпуска

Выпуск модели 2101 закончился в 1983 году, а модификация 21013 выпускалась еще 5 лет, до 1988 года.

Прозвище Копейка

Свое прозвище «Копейка» ВАЗ 2101 получил в конце 80-х, начале 90-х годов, когда уже было очевидно, что автомобиль устарел и неоправданно долго пребывает на конвейере, до этого в народе его называли «единичка».

В 2000 году, по результатам опроса журнала «За рулём» ВАЗ 2101 назван лучшим отечественным автомобилем XX века.

Fiat 124 и Ваз 2101

Дубликаты не найдены

тот момент когда школота узнает что СССР купила целый завод FIAT и построила его у себя.

так и появились первые ВАЗы. но внутренности у него очень сильно отличались от тех Fiatов

все запчасти подходят до сих пор.

И до сих пор не отличаются.

кроме этого, тросиковый привод газа заменен на рычажный

вот ты ТС америку для себя открыл, автоваз никогда этого и не скрывал

Стыдно не знать что ваз купил лицензию и копейка и есть фиат

Самый первый ВАЗ 2101 был выпущен на Волжском автомобильном заводе. Это произошло благодаря подписанию в 1966 году соглашения между итальянской фирмой Fiat и Советским «Внешнеторгом» о сотрудничестве в области разработке легковых автомобилей. Именно в рамках этого соглашения и был принят проект строительства завода для автомобилей на территории СССР. По предварительным договоренностях на этом заводе должны были выпускаться сразу несколько автомобилей. Это должны были быть 2 автомобиля с кузовом седан в комплектации норма, и один автомобиль универсал в комплектации люкс. Если говорить о том, откуда вообще взялся концепт автомобилей класса норма, то в качестве прототипа был определен Fiat 124, который буквально в следующем году получил звание «Автомобиля года»

модель Fiat 124 идентична ВАЗ2101, а модель Fiat 125 практически идентична ВАЗ2105 — я даже успел её увидеть (Fiat) и поездить в ней.

историю изучите : был куплен целый завод — вся технологическая линейка.

купить готовую технологическую линию проще, дешевле и надёжнее, чем с нуля разрабатывать весь технологический процесс.

легковой автомобиль для граждан был нужен «здесь и сейчас»: времени на разработку, проверки, исправление ошибок — не было.

Зато наши копейки все еще ездиют (езжут).

Копейки выпускались до 1988 года. До 1988 года, Карл! Фиат сняли с производства в 1974, т.е. на 14! лет раньше. И сравни что пришло на смену копейке и что пришло на смену 124. А еще сравни как часто покупают новые машины у них и у нас

прямо срыв покровов)

вот только собрался прикрепить эту картинку. )

был такой постик

советским коммунистам было предложено два автомобиля: победитель конкурса Car of the Year 1966 года Renault-16 и новейший FIAT-124. Конечно, Renault был лучше. Именно этот автомобиль определил главную тенденцию европейского автомобилестроения на последующие десятилетия: кузов хетчбек, передний привод, полностью независимая подвеска. Но уж очень дизайн непривычный. Для прогрессивных французов это нормально, а для престарелых членов Политбюро – нечто среднее между хиппи и панками. Поэтому руководство страны и лично товарищ Брежнев от Renault в испуге отшатнулись и обратили на FIAT потеплевший взор. Попутно они обрекли нашу страну на задний привод и оставили автомобильную промышленность СССР донашивать устаревшую концепцию. FIAT-124 хоть и был новейшим автомобилем, но он стал последним цветком ушедшей эпохи. Зато итальянцы воспряли духом и чтобы окончательно сломить наших старцев, тут же выиграли конкурс Car of the Year 1967 года, показав, что их машина не хуже французской и даже лучше.

У фиата руля нет.

«ничего не слизано», просто ВСЕ СПИЖЕНО!

Я только 2 ваза вижу, где фиат?

фиат слева, внешне отличается бамперами и дверными ручками

у фиата — номера итальянские.

Первая реклама «Жигулей» в СССР

Первая реклама «Жигулей» в Советском Союзе появилась в первом номере журнала «Крокодил» за 1969 год.

Собственно, никаких «Жигулей» тогда еще не было, и машину в Союзе называли «по прародителю» — просто «Фиат». Первое авто сойдет с конвейера почти через полтора года, 19 апреля 1970 года, тогда же появится и название «Жигули».

Но все это не помешало популярнейшему журналу разместить на обложке вот такой рисунок не менее популярного карикатуриста Ивана Семенова.

Ну а на странице 10 была помещена огромная полуторополосная статья сразу трех спецкорров «Сколько будет стоить FIAT» — кстати, очень прилично сделанная с точки зрения маркетинга и стимулирования интереса потребителей к продукту, который скоро выйдет на рынок.

Автомобильчик лихо вынес нас на широченную магистраль. Дальше началось нечто невероятное. Мы легко и непринужденно обгоняли все, что двигалось в этот полуденный час по дороге. Тонкая стрелка спидометра уверенно уткнулась в цифру «120».

— Быстрее нельзя, — сокрушенно вздохнул Василий. — Дорога не позволяет. Гололед.

— И все же сколько.

— Точно сказать не могу. Но я лично эту свою тележку ни на что не променяю.

— Даже на «Волгу»?

— Что ж, «Волга» — хорошая машина. Но скорость я все же набираю быстрее.

Да, да, я в курсе, в СССР рекламы не было, а за пиар срок давали.

Александр Молоков/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с отечественным и зарубежным автопромом. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Александр Молоков.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Volog-damaz.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: