Перестали работать дворники на ваз 2109
Дворники ВАЗ 2109: приемы обследования и реабилитации
- Проблемы с «железом»: если электродвигатель работает…
- Если на ВАЗ 2109 не работают электродвигатель и дворники: выявление неисправностей электрического оборудования
- Вердикт
На «девятке» реализована классическая схема стеклоочистителей: подрулевой переключатель через реле (прерывистые режимы) или напрямую подает питание на электродвигатель, заставляющий вращаться звенья связи редуктор — кривошип — трапеция — щеткодержатели. Многолетняя практика демонстрирует, что слабым местом может стать абсолютно любой узел.
Проблемы с «железом»: если электродвигатель работает…
Инциденты, когда на ВАЗ 2109 не работают дворники исключительно по причине нарушения цепочки передачи уже выработанного электромеханикой крутящего момента, устраняются быстро и чаще всего не требуют сторонних капиталовложений. А значит, исправно работающий моторедуктор, о чем свидетельствуют отчетливо прослушиваемый шум и щелканье биметаллического предохранителя в салоне слева от водителя – сигнал к осмотру редуктора, трапеции и щеткодержателей.
Порядок действий при функционирующем моторедукторе и неподвижных дворниках таков:
- удостовериться в прочности связи между щеткодержателями и выходными валами трапеции, при необходимости – правильно выставить кривошип и затянуть гайку;
- проверить, прижат ли к ведомой шестерне редуктора связанный с трапецией рычаг;
- разобрать редуктор, заменить шестерни с поломанными зубьями.
Если на ВАЗ 2109 не работают электродвигатель и дворники: выявление неисправностей электрического оборудования
Идентифицировать дефектный участок только по нефункционирующему электродвигателю невозможно. Здесь следует обращать внимание на подкрепляющие основной симптом факторы:
- режим работы биметаллического предохранителя, защищающего моторедуктор от перегрузок;
- целостность предохранителя №5, располагающегося в монтажном блоке под капотом;
- работоспособность системы в крайнем верхнем положении подрулевого рычага.
Сценарий, когда в салоне ВАЗ 2109 не слышно никаких звуков и не работают дворники, означает:
- электропривод недееспособен;
- биметаллический предохранитель не срабатывает;
- предохранитель №5 не перегорает.
Диагностический спектр мероприятий, нацеленных на устранение этой неисправности, таков:
- осмотреть целостность проводов на участках рычаг управления-монтажный блок-моторедуктор;
- проверить клеммы соединительных колодок элементов вышеупомянутых участков на предмет отсутствия окислов и нагара (особое внимание стоит уделить соединениям в монтажном блоке, наиболее подверженным воздействию влаги);
- удостоверится в исправности подрулевого переключателя, «прозвонив» его в различных положениях мультиметром;
- проверить плотность и стабильность контакта между щетками и коллектором, при необходимости зачистить контактные поверхности последнего мелкозернистой абразивной бумагой и протереть тряпочкой, смазанной техническим вазелином.
Если все вышеперечисленные мероприятия не привели к устранению неисправности, то произошел обрыв в обмотке якоря устройства и, следовательно, моторедуктор полностью подлежит замене.
О перегрузке на моторедуктор дадут знать отчетливо прослушиваемый в салоне щелчок или сгоревший предохранитель, а также неработающий электродвигатель. Спровоцировать критическую нагрузку на электропривод способны:
- примерзшие к стеклу щетки;
- деформированные рычаги, задевающие за различные изъяны кузова;
- посторонний предмет, попавший в корпус моторедуктора при сборке.
Альтернативная причина – короткое замыкание в обмотке электромотора, исключающая возможность проведения «курса лечения» агрегата.
В первых двух положениях на ВАЗ 2109 весьма часто дворники не работают, но при этом в крайнем положении вся система функционирует исправно. Виной тому – реле 52.3747, включенное в цепь монтажного блока. Реже проблема кроется в расположенном справа переключателе режимов функционирования стеклоочистителей.
- реле может обладать обратным дефектом, при котором дворники вращаются в прерывистых положениях переключателя без остановок;
- реле 52.3747 допускается заменять на 525.3747, не имеющее вывода «R».
На «подношенной» системе щетки в первых двух положениях переключателя могут чистить без остановок еще из-за дефекта в концевом выключателе, расположенном на крышке моторедуктора:
- кулачок ведомой шестерни редуктора не воздействует пластину (устраняется подгибом пластины);
- контактирующие элементы окислились или обгорели.
Важно! Для получения доступа к внутренностям моторедуктора необходимо снять весь привод стеклоочистителя. Осуществить последнее можно только после отсоединения контактных разъемов, демонтажа всех реле в блоке предохранителей, вентилятора печки, гаек, фиксирующих оси под щеткодержатели, болта кронштейна, крепящего электродвигатель к кузову.
Вердикт
На автомобиле ВАЗ 2109 одновременно не работают электромотор и дворники по следующим причинам:
- примерзшие щетки;
- неправильное расположение щеткодержателей в крайних положениях и дефекты в геометрии;
- окисленные/обгоревшие контактные разъемы и дефектные провода;
- дефектное реле;
- износ щеточно-коллекторного узла в моторедукторе;
- неисправный концевой выключатель.
Исправно функционирующий моторедуктор может не передавать крутящий момент на дворники в таких случаях:
- ослаблены гайки крепления рычагов на оси ведомых валов трапеции;
- откручена гайка, прижимающая кривошип трапеции к ведомой шестерне редуктора;
- выкрошены зубья на шестернях редуктора.
Не работают дворники ( ваз 2109 )
Днем переодически шел дождь. Утром когда отвозил жену на работу дворники прекрасно работали, на вот когда собрался ехать вечером и забирать с работы, обнаружил что дворники стоят, и не подают признаков жизни.
Все остальное оборудование вроде бы работало. Проверил предохранители F4 (10А) и F5 (15А) — они оказались целые.
Сразу подумав что видимо плохой контакт в подрулевых переключателях (т.к. я их совсем не давно их снимал, когда разбирал всю панель). Я снял переключатель проверил контакт — контакт нормальный. Короче потом разобрал переключатель:
Почистив надфилем контакты в самом подрулевом переключателе я его поставил на место.
Завел машину, пощелкал… работает только дворник заднего хода, передние не «дышат»
Проверил щелкает ли реле времени, но у меня не слышно его работу.
Вообще если реле выходит из строя, то дворники все равно должны работать в самом последнем положении. Но реле я тоже разобрал и прозвонил мультиметром сопротивления, катушку реле.
Нашел схему подключения дворников от ваз 2108, но должны быть аналогична 2109.
Еще нашел схему электропроводки ваз 2109
Начал вызванивать провода от гнезда реле до подрулевого переключателя. Все целое. Проверил контакты ведущие к двигателю дворников, то же все хорошо. Но блин не работают же.(
Вычитал, что если реле не шумит и предохранители не горят, то надо смотреть двигатель дворников, там могли стереться или заклинить щетки. Кстати при включении зажигания +12В на двигатель как положено приходили.
Сегодня снял и разобрал двигатель ( фото нет, т.к. фотоаппарата не было поблизости), ничего странного не обнаружил, все рабочее, контакты и щетки в норме.
Поставил исправный двигатель, решил еще раз все проверить, взял мультиметр, ручку и тетрадь чтоб записывать что проверил, чтоб не путаться.
В процессе чисто случайно задел разъем (см.фото) и о чудо дворники заработали.Когда я прозванивал проводку то +12в как раз через этот разьем и прихоило к двигателю, т.е. видимо контакт разъема не полный был.
Итог, куча потраченного времени ( в сумме около 4-6 часов), снова работающие дворники, не потрачено ни копейки на ремонт
p.s. меня последние часа 2 уговаривали ехать к авто-электрику, а это для меня человека с электронным образованием как оскорбление))
Запчасти
Лада 2109 1998, двигатель бензиновый 1.5 л., 70 л. с., передний привод, механическая коробка передач — своими руками
Машины в продаже
Лада 2109, 1994
Лада 2109, 2003
Лада 2109, 1997
Лада 2109, 2003
Комментарии 75
Здаров. Так же перестали работать… Гугл в помощь)) и первая ссылка на тебя. Почитал. И вуаля заработали))))
Автор красавчик, спасибо, пошёл подёргал и вуаля, неделю ездил без дворников
Метод рабочий! Потери на подрулевом+потери на самом реле в ЧЯ и ещё этот разъём = ПОТРАЧЕНО. Автор красава☠
Случайно наткнулся на статью, спасибо, очень помогло!
У меня провод от моторчика на массе залипал. Подтянул гайку, и все прошло;)
Завтра гляну этот разъём, а то временами пропадала работоспособность, а сейчас окончательно тишина.
Для меня, как инженера, «вези в автосервис к специалистам» тоже звучит как оскорбление… )))
Спасибо, помогло. Неделю ездил без дворников, думал движок смотреть. А тут движением руки все заработало, ещё раз спасибо
Самый проблемный разъем на всем монтажном блоке.
хорошая запись, пойду делать, вчера снимал всю печку в сборе и после этого не работает…Кот зачетный…прям как наш Пузяш
хорошая запись, пойду делать, вчера снимал всю печку в сборе и после этого не работает…Кот зачетный…прям как наш Пузяш
Спасибо за статью. Появилась проблема с дворниками, загуглив сразу натолкнулся на эту запись, пошевелил, все заработало, итог, куча сэкономленгого времени
СПАСИБО ТЕБЕ!
Пошевелил разъем и дворники опять шустро начали работать… а то уже начал мотор новый смотреть где купить ))))
Кстати, шевелил сначала разъем на заведенном движке, дворники оживил, но загорелись все поворотники разом. Выключил зажигание, еще раз поплотнее прижал разъем. Завел машину все ок.
Но что это было? Может еще каких фокусов ждать?
я массу на двигатель дворников почистил и напрямую запустил движок. от аккумулятора движок работает. реле тоже. предохранители целы.не работает 1 и 2 и 3 скорость щеток .и по чему то горит 20 амперный предохранитель новый сгорел на прикуриватель думую. кароткая в нем
Сегодня столкнулся с этой бедой… Прерывистый режим замкнул сначала, при включении загоралась зарядка, второй и третий режим работают на ура, омыватель лобового работает, задний дворник работает, задний омыватель пока нет, сгорел мотор. Реле при осмотре вроде бы рабочее. Разъединил колодку между блоком предохранителей и мотором дворников, напрямую дал плюс, прерывистый не работает, но это потому что в обход реле, я так понимаю, работает только второй и третий режим. Но поидее, если подать плюс без реле до мотор должен крутить все три положения? Кстати последнее время появился глюк, который участился, поливаю на лобовое, а дворники не включаются! Это поидее глюк реле? В общем не знаю куда копать дальше… Сейчас прерывистый не замыкает, но и не работает. Второй и третий режим работают как и должны.
тоже с этим столкнулся…но у меня то реле глючит…то контакт отойдет из салона на блок предов(снизу которые крепятся)то еще что нибудь.и этот вход тоже подгребает…
но меня другое интересует…включенные дворники останавливаются все время в разном положении…не было такого?
Привет! У тебя скорее всего не затянуты дворники либо привод тропеции с моторчиком! Т.е. прокручивает в холостую моторчик! Попробуй для начала снять колпачки с крепления дворников и в рабочем положении посмотри нет ли прокрутки! Еже ли нет смотри на соединении тропеции с моторчиком! Там тоже может быть не дотянута гайга! А хуже всего может быть если рёбра стачились и гайка не притягивает либо привод трапеции либо дворники!
Так в том то и дело…что там все хорошо…и беда эта только на первой скорости…на остальных все хорошо работает…
За первую отвечает реле ! Так что пробуй! Или переключатель!
Ваз 21099i. Сегодня провёл день на улице в снежную пургу отморозил блин все руки! Искал проблему не работуюших дворников! Дошло до того что снял полностью привод и моторчик! После чистки и просушки пошел обратно ставить ! Перед постановкой решил проверить ! Подключил. Не приворачивая масовый провод просто прижал к кузову! Вуаля всё работает! Устанавливаю всё на место бах опять не работает ! Отварачиваю масовый провод от его прежнего места крепления бросаю на масу оп-ля! Пашит! Понятно где собака зарыта! Устанавливаю значит всё пробую, дворники начинают капот блин чистить вместо окон! Чё за блин такой думаю я! Отворачиваю привод ставлю другое положения бах опять мимо ! Долго мучился пока не нашел правилиное положение ! Язычок крипления к моторчику должен быть на три часа если стоять перед капотом вот! Возможно информация кому нибудь понадобится!
ВАЗ-2109: дворники не работают. Возможные причины неполадок
Дворники (щетки стеклоочистителя) предназначены для обеспечения надлежащей чистоты ветрового и заднего стекол автомобиля. В исправном состоянии при поддержке омывателей они без труда справляются с грязью, снегом и водой. Но если дворники перестают работать, в условиях непогоды продолжать движение не рекомендуется. От этого зависит ваша безопасность. Лучше остановиться и попытаться их отремонтировать.
В этой статье мы поговорим о том, почему не работают дворники на ВАЗ-2109 . Мы рассмотрим основные причины этой неисправности, а также способы ее устранения.
Конструкция стеклоочистителя «девятки»
Если в вашем ВАЗ-2109 дворники не работают , или работают не так, как должны, прежде чем приступить к их ремонту, нелишним будет узнать об устройстве стеклоочистителя в целом. Так будет проще установить причину неисправности и впоследствии устранить ее.
Стеклоочиститель представляет собой устройство, состоящее из привода (электродвигателя с удлиненным валом), редуктора и системы рычагов, именуемой трапецией. Именно она и приводит в действие сами дворники.
Как работает стеклоочиститель
На переднем конце ротора электродвигателя нарезан червяк, который входит в зацепление и приводит в движение главную шестерню редуктора. При включении стеклоочистителя на электродвигатель подается напряжение бортовой цепи машины. При этом его вал начинает вращаться, приводя в действие редуктор. Он, в свою очередь, двигает рычаги, концы которых выведены на поверхность закапотной панели кузова и соединены с корпусами дворников. Один из концов вала редуктора оснащен специальным кулачком, управляющим подвижным контактом остановки дворников в крайнем положении.
Управление стеклоочистителем
Управляется стеклоочиститель при помощи специального переключателя, установленного на рулевой колонке автомобиля. При помощи него дворники не только включаются-выключаются, но и могут работать в различных режимах. Это позволяет регулировать скорость движения щеток стеклоочистителя в зависимости от погодных условий. В автомобилях ВАЗ-2109 предусмотрены три режима:
- прерывистый;
- постоянный с малой скоростью перемещения дворников;
- постоянный с высокой скоростью перемещения дворников.
Нередко случается именно так, что на ВАЗ-2109 дворники не работают лишь в одном из режимов, поэтому важно знать не только конструктивные особенности стеклоочистителя, но и механизм управления его работой.
Прерывистый режим работы дворников включается в первом (рабочем) и втором положении рычага переключателя. Его работа обеспечивается реле типа 526.3747. Оно располагается в монтажном блоке автомобиля и обозначается на электронной схеме как «К3». Это реле включает также дворники при запуске омывателя ветрового и заднего стекол.
В третьем положении очиститель работает в постоянном режиме с малой скоростью движения. Для переключения в постоянный режим работы дворников с высокой скоростью предусмотрено четвертое положение рычага.
Признаки неисправности
Чтобы разобраться с поломкой стеклоочистителя, давайте рассмотрим, какие признаки она может иметь.
Симптомы неисправности могут быть следующие:
- при включении устройство вообще никак не реагирует (реле не щелкает, электродвигатель не работает);
- реле срабатывает, но электродвигатель не включается;
- и реле, и электродвигатель работают, но щетки не двигаются или двигаются в неправильном направлении;
- не работает прерывистый режим дворников ВАЗ-2109 ;
- электродвигатель в прерывистом режиме не останавливается;
- дворники работают медленно.
А теперь разберем каждый из признаков в отдельности в разрезе вероятных неисправностей и способов их устранения.
Стеклоочиститель не реагирует на включение или переключение режимов
Если вы пытаетесь включить стеклоочиститель, но у вашего ВАЗ-2109 дворники не работают , а при переключении рычага не слышно ни щелчков реле, ни звука работающего электродвигателя, причина может крыться либо в переключателе, либо в реле, либо в предохранителях.
В этом случае сначала необходимо проверить целостность предохранителя стеклоочистителя. Он расположен в монтажном блоке и обозначен как F5. Проверить его можно при помощи мультиметра, включенного в режиме тестера. Дальше переходим к биметаллическому предохранителю, установленному в редукторе очистителя. Если перестали работать дворники на ВАЗ-2109 в зимнее время, причина может быть именно в нем. Этим предохранителем комплектовались последние модификации «девяток». Его роль – защита двигателя очистителя от перегрева в случаях, когда щетки примерзают к стеклу. Проверить его можно тем же мультиметром, включенным в режиме тестера.
Далее переходим к реле. Как уже говорилось, оно находится в монтажном блоке и обозначается как «К3». Находим реле, извлекаем его из посадочного места, а на его место ставим заведомо исправный прерыватель. Проверяем работу стеклоочистителя. Если он заработал, покупаем новое реле. Если все осталось без изменений, продолжаем поиск неисправности.
Что касается самого переключателя, то проверить его работоспособность самостоятельно очень сложно. Он имеет достаточно сложную конструкцию, поэтому его также проще заменить заведомо рабочим, нежели пытаться ремонтировать. Кстати, если не работают дворники и поворотники ВАЗ-2109 , можете быть уверены, что проблема именно в подрулевом переключателе.
Реле срабатывает, но электродвигатель не запускается
Обнаружив подобный признак, можно предположить, что вышел из строя какой-то из вышеупомянутых предохранителей или сам электродвигатель. Предохранители проверяем мультиметром. Если с ними все в порядке, открываем капот и осматриваем трапецию на предмет деформации или наличия в конструкции постороннего предмета. В зимнее время возможно примерзание щеток стеклоочистителя к ветровому стеклу. Это явление сопровождается аналогичными симптомами, поэтому, если у ВАЗ-2109 дворники не работают в морозную погоду, первым делом проверьте их состояние.
Если же трапеция находится в рабочем состоянии, а щетки стеклоочистителя подвижны, придется снимать электродвигатель для диагностики. Чтобы полностью исключить другие неисправности, после демонтажа электромотора подключите его напрямую к клеммам аккумулятора. Заработал – ищите причину в электрической цепи, нет – обращайтесь к автоэлектрику.
Реле и электродвигатель привода работают, но дворники не двигаются или двигаются в неправильном направлении
Нередко случается и так, что при включении дворников все элементы стеклоочистителя работают в штатном режиме, однако дворники остаются недвижимыми или же перемещаются по неправильной траектории. Это верный признак того, что шлицы на рычагах трапеции пришли в негодность. Решается подобная проблема путем замены рычагов. В крайнем случае можно попробовать затянуть гайки крепления корпусов дворников, прижав их сильнее к наконечникам, но со временем неисправность заявит о себе снова.
Не включается прерывистый режим
Включив стеклоочиститель и обнаружив, что не работает первое положение дворников ВАЗ-2109 , соответствующее прерывистому режиму, попробуйте перейти в постоянный медленный или быстрый режим. Если в других положениях дворники работают нормально, переходите сразу к реле. Замените его на заведомо исправное.
Электродвигатель в прерывистом режиме не останавливается
Прерывистый режим отличается от остальных тем, что в конце каждого цикла дворники делают остановку в начальном положении. Достигается это за счет движения кулачка, расположенного на заднем конце вала редуктора. Он замыкает и размыкает подвижный контакт концевого выключателя стеклоочистителя. Нарушения в работе дворников в прерывистом режиме обычно связаны с его неисправностью: износом, повреждением. Также проблема может быть и в пластине выключателя или в его контактах.
Кулачок без труда можно заменить самостоятельно. Что касается пластины и контактов, то при необходимости их необходимо просто подогнуть.
Медленно работают дворники на ВАЗ-2109
Причинами снижения скорости движения щеток являются:
- низкая температура воздуха;
- износ (слизывание) шлицов соединения рычагов и корпусов дворников;
- неполадки в работе электродвигателя.
В первом случае дворники могут двигаться медленней обычного по причине застывания смазки на шестернях редуктора. Как правило, при прогреве автомобиля эта проблема исчезает.
При износе шлицевого соединения щетки также могут двигаться медленней за счет проворачивания наконечников рычагов в своих посадочных местах. Решается такая проблема путем замены изношенных элементов.
Если эти мероприятия не принесли желаемого результата, снимаем электродвигатель и отправляем его в ремонт.
Не работает задний дворник ВАЗ-2109
У ВАЗ-2109 есть еще один дворник. Он расположен на стекле задней двери и имеет автономный привод. Дворник приводится в движение отдельным электродвигателем с небольшим редуктором. Добраться до него можно с внутренней стороны двери, сняв ее обшивку.
Неисправность заднего дворника также может быть связана как с проблемами переключателя, так и с неполадками самого электродвигателя. Чаще всего он перестает работать:
- в связи с нарушением нормального контакта в разъеме;
- разрывом питающего провода;
- поломкой электродвигателя или его редуктора.
Не работают «дворники» на автомобиле ВАЗ 2108, 2109, 21099
Отказ в работе очистителей ветрового стекла – «дворников» весьма распространенная неисправность на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099. Основными ее причинами являются проблемы с электрической частью и механическая поломка элементов стеклоочистителей. Рассмотрим ситуацию, когда дворники полностью отказали и ни как не реагируют на перемещение рычага в правом подрулевом переключателе.
Не работают «дворники» на автомобиле ВАЗ 2108, 2109, 21099, причины
В начале электрика.
— Перегорели предохранители в монтажном блоке
Для монтажного блока старого образца – 17.3722 это №5 и №4, для новых 2114-3722010-60, 2114-3722010-10, 2114-3722010-18 – F16 и F7. Предохранители №5, F16 – очиститель, №4б А7 – омыватель.
При перегорании предохранителей возможно наличие короткого замыкания в электрических цепях не только стеклоочистителя, но и других цепях защищаемых ими. См. «Предохранители и защищаемые ими цепи монтажных блоков автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».
— Вышло из строя реле стеклоочистителя ( 52.3747, 525.3747)
Реле должно щелкать при работе. Если это не так, либо оно само неисправно, либо окислились его контакты. Порой для возобновления его работоспособности достаточно несколько раз его вынуть и обратно вставить. Неисправное реле заменяем новым.
Проверить его исправность можно переместив подрулевой переключатель в крайнее верхнее положение. В этом положении щетки должны заработать даже если реле неисправно.
Назначение контактов реле стеклоочистителя для его проверки: вход – 15, выход – S.
— Неисправен подрулевой переключатель режимов работы «дворников»
Назначение выводов переключателя для его проверки: вход тока — 53а, 1-я скорость – 53, 2-я – 53б, вход прерывистого режима – 53е, выход прерывистого режима 53.
Неисправный переключатель следует снять, разобрать, зачистить контакты, либо заменить новым.
— Соскочили разъемы в электрической цепи стеклоочистителя
В монтажном блоке это Х1, Х2, Х3, Х4, Х11, рядом с монтажным блоком соединительная колодка электродвигателя, колодка на подрулевом переключателе.
— Окислились контакты в разъемах электрической цепи стеклоочистителя
По очереди отсоединяем все соединительные колодки, зачищаем контакты мелким надфилем. Начать лучше с колодки электродвигателя рядом с монтажным блоком, так как она подвержена постоянному воздействию влаги. Здесь же можно проверить соединение «массового» провода электродвигателя.
— Сильно изношены или зависли щетки электродвигателя стеклоочистителя
Также может подгореть коллектор, которому прижимаются щетки.
— «Обрыв» или короткое замыкание в обмотках электродвигателя стеклоочистителя
Проверить исправность электродвигателя очистителей можно подав на него напряжение напрямую от аккумулятора. Вход: 1-я скорость – серый провод от монтажного блока, 2-я скорость – серо-оранжевый провод от монтажного блока. Вход для прерывистого режима работы – серый провод от монтажного блока.
— Щетки примерзли к стеклу
После длительной стоянки при низких температурах щетки примерзли к лобовому стеклу.
— Повреждены, заклинили или неправильно установлены после ремонта рычаги привода механизма стеклоочистителя
— Повреждены зубья пластмассовой шестерни в редукторе электродвигателя
Примечания и дополнения
— Подробно об омывателе ветрового стекла, работающем параллельно с очистителем: «Как работает омыватель ветрового стекла ВАЗ 2108, 2109, 21099».
— Предохранители, соединительная колодка, крепление «массы», реле «дворников»
Предохранитель №5, реле стеклоочистителя, масса, колодка ВАЗ 2108, 2109, 21099
Диагностика и ремонт дворников на ВАЗ 2109
Роль дворников для любого автомобиля многие недооценивают. Но вы попробуйте выехать на дорогу во время ливня или снега, и тогда поймете, что без стеклоочистителей ездить невозможно и невероятно опасно, ибо вы попросту не видите ничего впереди вас.
Очистители лобовушки
Признаки поломки
Почему могут не работать дворники? Причин достаточно много, поскольку стеклоочистители ВАЗ 2109 состоят из множества компонентов.
Выход или частичная поломка любого из них может привести к отказу или нарушению правильной работы дворников.
К числу признаков можно отнести следующие явления:
- Дворники полностью остановились, не реагируют на нажатие рычагов;
- Перестал работать прерывистый режим стеклоочистителей;
- Дворники работают слишком медленно;
- Активированный из салона режим работы стеклоочистителей не соответствует реальным движениям щеток.
Причины
Как и признаки, причины неисправности могут быть разнообразными:
- Окисление контактов;
- Выход из строя предохранителя;
- Обрыв электрической цепи дворников;
- Неисправность червячной передачи;
- Отказ в работе переключателя;
- Поломка электродвигателя очистителей и пр.
Ремонт
Для устранения неполадок с дворниками на вашем ВАЗ 2109 вовсе не обязательно обращаться на СТО. Работу вполне можно выполнить своими руками, сэкономив приличную сумму денег.
Ремонт заключается в выполнении нескольких операций:
- Разборка узла;
- Выявление неисправностей;
- Устранение причин поломки очистителей;
- Обратная сборка.
Демонтаж
Первым делом нужно научиться снимать стеклоочистители. Это откроет вам доступ к устройству и всем его компонентам.
Достаточно соблюдать указанную последовательность действий предварительно ознакомиться со схемой дворников, чтобы все сделать правильно.
Схема
- Для начала отключите минусовую клемму АКБ, чтобы обесточить машину.
- Снимите рычаги щеток, переведя их в вертикальное положение и открутив крепежные гайки. Выкручивайте гайки аккуратно, дабы не вытолкнуть рычаг. Иначе под действием пружины он вылетит в стекло и разобьет его.
- Открутив крепежи, рычаги можно снять. Не всегда удается сделать это вручную, потому вооружитесь плоскогубцами. Старайтесь не повредить резьбовой участок. Дабы этого избежать, накрутите гайку обратно на шлицы, но не полностью.
- Со шлицов с каждой стороны снимите защитные колпачки, выполненные из пластика.
- Открутите верхние крепежные гайки кронштейном и снимите их. Под ними имеются резиновые шайбы, которые также демонтируются.
- Поднимите капот и отключите колодку проводов, которая питает двигатель стеклоочистителя.
- Открутите крепежные винты вентилятора печки и немного сместите его в сторонку. Так при демонтаже очистителя он не помешает вам.
- Демонтируйте с блока реле и предохранителей крышку. Снимать нужно не только реле дворников, но и все остальные. Иначе они помешают вам при дальнейших процессах.
- Открутите нижнюю крепежную гайку механизма, извлеките пластиковый держатель жгута проводов от электромотора из отверстия в кузове машины. Теперь можно снять держатель, дабы он не потерялся в ходе ремонта.
- Остается протолкнуть валик механизма внутри, затем приподнять электромотор и механизм стеклоочистителя немного вверх и в сторону. Так вы легко сможете извлечь узел.
Выполнив полную разборку узла, вы сможете проверить состояние каждого механизма дворников, определить причину возникших неисправностей.
Устройство
Проверка состояния элементов
Разобрав конструкцию дворников на своем ВАЗ 2109, вы можете определить поврежденные компоненты, которые привели к неполадкам. Как именно найти виновников, мы вам расскажем.
Элемент | Ваши действия |
Корпус электромотора, статорные обмотки и вал якоря | Эти элементы нужно проверить на предмет наличия механических повреждений на поверхностях. Статор не должен иметь следы соприкосновения с якорем, и наоборот. Если на поверхностях обнаружены дефекты, царапины, попробуйте обработать их наждачкой. Если такая мера не помогла, компоненты подлежат замене |
Пружины щеток | Пружины по мере эксплуатации могут повредиться, потерять свою упругость. От этого страдают сами щетки, не отрабатывают должным образом. Наличие износа пружин говорит о необходимости их замены |
Щетки | Проверьте, насколько свободно щетки перемещаются в держателях. Если есть заедания, попробуйте обработать узел наждачкой. Наличие сколов, трещин и следов износа требует замены щеток |
Коллектор | Не редко на поверхности коллектора появляются следы от нагара и трения щеток. Справиться с проблемой поможет полировочная паста. Якорь нужно зажать в патроне дрели, что повысит эффективность полировки. На коллекторе не должно быть царапин, сколов, прочих повреждений. Опять же, при их наличии попробуйте обработать наждачкой. В противном случае якорь меняется на новый |
Шестерня привода редуктора | Проверьте наличие механических повреждений и сколотых зубцов. При отсутствии некоторых зубьев щетки могут медленно работать, либо нарушается прерывистый режим. Лучше всего заменить шестерню. При замене обработайте новую шестеренку пластичным солидолом и смажьте корпус редуктора, очистив его предварительно от следов старой смазки |
Тяги привода дворников | Убедитесь, что они не погнуты. При наличии небольших деформаций можно попробовать выровнять тяги вручную или инструментов. Если выровнять не получается, замените |
Резьбовая часть валиков рычагов | Резьба и шлицы не редко оказываются поврежденными. Если это произошло, вам придется заменить полностью тяги в сборе |
Предохранители и реле | Не редко причиной отказа в работе дворников ставится реле или сгоревший предохранитель. Предохранителем электродвигателя омывателя стекла является элемент F7, а реле, отвечающее за интересующий нас узел, обозначается в монтажном блоке К3. |
Проверяем блок предохранителей
При выходе из строя стеклоочистителя лобового стекла, первым делом проверьте, не перегорел ли предохранитель и все ли в порядке с реле, которые отвечают за работу этого узла. Часто сложный ремонт не требуется, достаточно просто извлечь перегоревший плавкий элемент и заменить его на новый.
В некоторых случаях перегоревший предохранитель говорит о чем-то больше, нежели просто его поломка. Чем именно вызвано нарушение целостности предохранителя — это важный вопрос. Потому рекомендуется выполнить разборку дворников, проверить состояние всех узлов и разобраться, что же стало истинной причиной отказа щеток на ВАЗ 2109.