Масляный насос ваз 2106 устройство

Как самостоятельно диагностировать неисправность, отремонтировать и заменить масляный насос ВАЗ 2106/07. Пошаговые инструкции и советы специалистов.

Масляный насос ваз 2106 устройство

Ремонтируем и меняем масляный насос на ВАЗ 2106/2107: как провернуть операцию своими руками

В рейтинге надёжности узлов и деталей ВАЗ 2106/07 масляный насос занимает одно из первых мест. Однако и он иногда требует ремонта или замены. При его выходе из строя нарушается циркуляция масла в двигателе. Последствия могут быть чрезвычайно неприятными и дорогостоящими.

Расположение, устройство и назначение масляного насоса ВАЗ 2106/07

Масляный насос любого автомобиля создаёт давление в системе смазки двигателя. В результате снижается трение между подвижными элементами мотора (коленчатый и распределительный валы, поршневая группа и др.), и увеличивается срок их службы. При выходе насоса из строя резко падает давление масла, возрастает трение, и двигатель может заклинить. Потребуется сложный и дорогостоящий капитальный ремонт. Поэтому так важно своевременно обнаруживать и устранять любые неисправности масляного насоса.

Масляный насос ВАЗ 2106/07 находится внутри двигателя в нижней его части

Масляный насос ВАЗ 2106/07 расположен в нижней части двигателя под коленвалом. Для обеспечения к нему доступа потребуется снять защиту и поддон картера и установить машину на смотровой яме, эстакаде или подъёмнике.

Принцип работы масляного насоса

На ВАЗ 2106/07 установлен насос шестерёнчатого типа с наружным зацеплением. В движение он приводится посредством цепной передачи от коленчатого вала мотора. Этой же цепью вращается распредвал при работе силового агрегата. Основу конструкции насоса составляют две шестерни, к которым через маслоприемник поступает смазка из картера. Вращаясь, шестерни захватывают масло и под давлением подают его в двигатель. Производительность насоса зависит от оборотов мотора и вязкости масла. Конструкцией насоса предусмотрен редукционный клапан, который срабатывает при превышении давлением допустимой величины и направляет часть масла обратно в поддон.

Симптомы неисправности масляного насоса

Основными признаками неполадок в системе смазки являются нехарактерные для работы двигателя звуки и загорание лампочки давления масла. В этой ситуации следует остановиться, заглушить автомобиль и через некоторое время щупом проверить уровень масла в двигателе (нужно немного подождать, пока масло стечёт в поддон). Если уровень окажется ниже минимального, следует долить масла и снова проверить уровень (он должен находиться между отметками min и max). Если при запуске двигателя лампочка погасла, причиной её загорания был именно низкий уровень масла.

Горящая лампочка давления масла говорит о неполадках в системе смазки

Если же после доливки масла посторонние звуки не исчезли, а лампочка продолжает гореть, движение продолжать не стоит. Вероятнее всего, возникли неполадки с масляным насосом, и потребуется его замена или ремонт. Добраться до гаража или автосервиса можно с помощью эвакуатора или на буксире. Однако лампочка может гореть и по причине выхода из строя датчика давления масла. Поэтому до постановки точного диагноза не следует спешить с ремонтом масляного насоса и начинать разбирать двигатель.

Основные причины низкого давления масла

Основные причины низкого давления масла на классических моделях ВАЗ следующие:

  1. Использование масла низкого качества или несоответствующего типу двигателя.
  2. Засорение масляного фильтра.
  3. Неисправность датчика давления (проверить его можно, измерив давление механическим манометром).
  4. Засорение маслоприемника или выход из строя масляного насоса.
  5. Повреждение маслоприемника в результате механической деформации поддона картера.

Одной из причин загорания лампочки давления масла является неисправный датчик

Все эти причины могут привести к выходу из строя масляного насоса и его замене. При покупке нового насоса предпочтение следует отдавать оригинальным изделиям и проверенным производителям. В противном случае результат может быть непредсказуем.

Фактический ресурс масляного насоса определяется как качеством самого изделия, так и качеством используемого масла и масляного фильтра. Выход его из строя в большинстве случаев связан с выработкой шестерней и оси привода. При этом ремонт довольно прост. На снятом с автомобиля насосе потребуется лишь заменить изношенные элементы на новые.

Замена масляного насоса

Для замены масляного насоса ВАЗ 2106/07 автомобиль следует установить на подъёмник, смотровую яму или эстакаду. В крайнем случае можно использовать домкрат.

Необходимые инструменты и приспособления

Для замены масляного насоса потребуется:

  • набор торцовых ключей;
  • нож;
  • домкрат;
  • прочный деревянный брусок;
  • деревянная проставка;
  • ёмкость для слива масла;
  • новая уплотнительная прокладка маслонасоса;
  • новая прокладка поддона;
  • новый масляный насос.

Порядок демонтажа масляного насоса

Замена масляного насоса осуществляется следующим образом:

    Очистите нижнюю часть двигателя от грязи. Открутив крепление защиты, снимите её.

При замене масляного насоса необходимо снять защиту картера

Пробка для слива масла выкручивается шестигранным ключом

Чтобы отсоединить двигатель от кузова, необходимо открутить гайки крепления нижних опор

Двигатель поднимается с помощью домкрата и деревянной проставки

Для демонтажа поддона потребуется открутить болты крепления

Масляный насос снимается вместе с прокладкой

Порядок установки масляного насоса

Монтаж нового или отремонтированного насоса производится следующим образом:

  1. Установите новый насос с новой прокладкой.
  2. Затяните крепления насоса.
  3. Установите на место крышку поддона вместе с новым уплотнительным элементом. Равномерно затяните все болты крепления.
  4. Опустите двигатель и установите опоры на свои места. Затяните гайки крепления.
  5. Установите и закрепите защиту картера.
  6. Залейте новое моторное масло.

Видео: замена масляного насоса на классических моделях ВАЗ

Ремонт масляного насоса

Обычно неисправный масляный насос меняется на новый. Однако вышедший из строя насос можно попробовать отремонтировать.

Необходимые инструменты

Для ремонта масляного насоса ВАЗ 2106/07 потребуются:

  • ключи на 10;
  • линейка;
  • набор плоских щупов;
  • тиски.

Разборка масляного насоса

Разборка насоса осуществляется в следующем порядке:

    Открутив три болта, снимите приёмную трубку. Для этого удобнее зажать насос в тиски.

Маслоприёмник крепится тремя болтами

При разборке насоса снимается трубка, пружина и шайба редукционного клапана

Из насоса вынимаются обе шестерни

Все детали разобранного насоса промываются в керосине и протираются чистой ветошью. Затем проводят осмотр всех составных частей и заменяют износившиеся элементы. Сборка насоса производится в обратной последовательности.

Ремонт и замена элементов масляного насоса

После разборки, чистки и осмотра элементы насоса проверяются на износ. Для этого делают ряд замеров и сравнивают с допустимыми значениями:

  • максимально допустимый зазор между ведомой шестерёнкой и осью не должен превышать 0,1 мм;
  • зазор между зубьями шестерёнок после их установки в корпус не должен превышать 0,25 мм;
  • зазор между корпусом и наружным диаметром каждой из шестерёнок не должен превышать 0,25 мм;
  • зазор между плоскостью крышки и верхней поверхностью шестерёнок не должен превышать 0,2 мм;
  • высота пружины редукционного клапана без нагрузки должна составлять 3,8 см, а под нагрузкой 60–65 Н — 2 см.

Одним из шагов при диагностике масляного насоса является проверка зазоров между зубьями шестерней

При прокручивании насоса рукой не должно чувствоваться даже малейшее заедание. Если какие-либо из перечисленных зазоров превышают показатель, заменяют либо отдельные детали, либо насос полностью. Очень важно, чтобы не было никаких дефектов на поверхности редукционного клапана и его пружине. В противном случае клапан не сможет нормально работать.

Видео: проверка масляного насоса на износ

Замена шестерни привода масляного насоса

В процессе эксплуатации изнашивается шестерня привода маслонасоса. Если её не заменить своевременно, она начинает проскальзывать, снижая производительность насоса. Как следствие, в системе смазки может образоваться недостаток масла. Располагается шестерня под валом распределителя зажигания (под трамблёром) и снимается в следующем порядке:

  1. На инжекторном двигателе снимите заглушку, на карбюраторном — распределитель зажигания, предварительно пометив его положение. Для этого открутите одну гайку.
  2. В шестерне привода маслонасоса по центру есть отверстие. В это отверстие с небольшим усилием (можно несильно постучать) вставьте деревянную палочку с заточенным концом и извлеките шестерню.

Шестерню осматривают и при обнаружении износа внутренних шлицов меняют на новую. Сборку выполняют в обратной последовательности.

Для извлечения шестерни привода масляного насоса используют деревянную палочку с заостренным концом

Таким образом, самостоятельный ремонт и замена масляного насоса на классических моделях ВАЗ не представляет большой сложности. Для этого потребуется лишь желание, немного свободного времени, стандартный набор слесарных инструментов и тщательное следование рекомендациям специалистов.

Масляный насос ВАЗ-2106: устройство, обслуживание и ремонт

В нашей статье мы поговорим о том, как заменить масляный насос на ВАЗ-2106, а также расскажем о его конструкции, особенностях эксплуатации и ремонта. «Шестерки» выпускаются на «АвтоВАЗе» с 1976 года. И конструкция автомобиля претерпевала за годы выпуска сильные изменения. Но что касается мотора, подвески и кузова, то эти части остались без изменений, они зарекомендовали изначально себя достаточно хорошо, поэтому модернизация для них не требовалась.

Читайте также  Сравнение приоры универсал и ваз 2111

Огромную роль играет система смазки в двигателе внутреннего сгорания. Конструкция с приводом от цепи, на сегодняшний день «АвтоВАЗ» не практикует использование таких схем. Поэтому мы расскажем об особенностях более подробно.

Смазка двигателя

Автомобили «Жигули» выпускаются давно и заслужили популярность среди населения из-за своей неприхотливости. Надежность у всех узлов отличная, в частности, система смазки обладает высокой эффективностью.

Она комбинированная, все трущиеся элементы смазываются такими способами:

  1. Посредством давления.
  2. Разбрызгиванием масла.

Если температура двигателя 85-90 градусов, то давление в системе смазки должно быть в диапазоне 3,5-4,5 кгс/кв. см. Всего в системе должно быть 3,75 литра смазочного материала.

Компоненты системы смазки

На автомобилях «Жигули» можно выделить такие элементы в системе смазки:

  1. Картер для масла.
  2. Указатель уровня давления (находится в салоне).
  3. Указатель уровня смазочного материала.
  4. Масляный насос ВАЗ-2106.
  5. Фильтр.
  6. Патрубок, по которому масло подается в мотор.
  7. Клапан.
  8. Магистрали.
  9. Датчик давления масла.

И «сердце» всей системы – это насос, который создает давление и заставляет масло двигаться по всем магистралям.

Конструкция масляного насоса

На «шестерках» установлены насосы шестеренчатого типа, на крышке у них расположен приемник масла и клапан редукционного типа. Корпус выполнен из металла, внутри смонтированы шестерни (ведомая и ведущая).

Конструкция насоса – это соединенные последовательно элементы:

  1. Корпус из металла.
  2. Элемент, посредством которого масло подается в насос – маслоприемник.
  3. Ведущая и ведомая шестеренки.
  4. Сальник.
  5. Прокладки.
  6. Клапан редукционного типа.

На автомобилях ВАЗ-2106 масляный насос имеет срок службы 130-150 тыс. км пробега. Но нужно учесть, что это срок службы металлических элементов, сальники и прокладки, как правило, приходят в негодность куда раньше. Нужно также отметить, что за счет масляного насоса происходит нормальное функционирование всего мотора. Поэтому важно следить за его состоянием.

Как работает насос?

При помощи цепной передачи приводится в движение масляный насос на автомобилях ВАЗ-2106. Система запуска достаточно сложная, поэтому при замене и ремонте могут возникнуть определенные трудности. Давайте рассмотрим этапы запуска устройства:

  1. Как только включаете зажигание и запускаете стартер, начинает вращаться ведущая шестеренка.
  2. Сразу же приводится в движение ведомая шестерня.
  3. При вращении лопасти этих шестеренок всасывают масло внутрь через клапан редукционного типа.
  4. Масло по инерции выходит из насоса и поступает к магистралям двигателя под рабочим давлением.

В том случае, если давление окажется выше, чем положено, то определенная часть масла начнет автоматически перенаправляться обратно в поддон. При этом давление выравнивается.

Следовательно, масло циркулирует по магистралям с помощью всего лишь двух шестерен. Но крайне важно, чтобы насос был герметичным. Даже незначительная утечка снижает, причем существенно, давление внутри системы. Как следствие – ухудшение смазки узлов и агрегатов двигателя.

Редукционный клапан

Конструкция шестеренок очень простая, поэтому и ломаются они довольно редко. Как правило, просто увеличивается между зубьями зазор и масло перекачивается хуже. Но намного чаще ломается перепускной клапан, который необходим для того, чтобы контролировать давление в системе. Если необходимо, то этот элемент увеличивает или уменьшает давление. И делается это очень просто – клапан открывается при большом давлении и закрывается при маленьком.

Конструкция перепускного клапана:

  1. Корпус небольшого размера.
  2. Клапан (небольшой шарик, закрывающий проход для масла).
  3. Пружина.
  4. Болт для упора.

Элемент ставится внутри корпуса масляного насоса ВАЗ-2106. Цена клапана составляет не более 200 рублей. И если причина поломки кроется именно в нем, то проще поменять только клапан. Ведь стоимость всего насоса составляет порядка 1500 руб.

Проверка насоса

Если в работе масляного насоса имеются какие-то неполадки, то на приборной панели начнет гореть лампа. Сразу нужно проверить щупом уровень масла в системе – если он недостаточный, то долейте. Если же после этого лампа все равно не погасла, нужно искать неисправность в масляном насосе.

Чтобы провести полную диагностику, загоните автомобиль на эстакаду или яму и выполните такие манипуляции:

  1. Отключите аккумуляторную батарею.
  2. Слейте из системы все масло. В том случае, если оно новое, допускается его после залить в двигатель.
  3. Выкрутите гайки, которые крепят к поперечине подвеску.
  4. Снимите поддон мотора.
  5. Снимите масляный насос.
  6. Разберите насос – отделите от него клапан, шестерни, патрубки.
  7. Тщательно промойте в растворителе или бензине все металлические детали. Можно после мойки продуть все воздухом.
  8. Осмотрите все элементы и постарайтесь найти повреждения. Не допускается наличие сколов, трещин, следов износа.
  9. Теперь нужно вооружиться щупами и проверить зазоры. Во-первых, необходимо, чтобы между стенками корпуса и зубьями шестерни было не более 0,25 мм. Если больше, то замене подлежит шестерня. Во-вторых, между корпусом и торцевой стороной шестерен зазор также должен быть не больше 0,25 мм. В-третьих, между осями ведомой и главной шестеренок должен быть зазор не больше 0,25 мм.

Установка масляного насоса ВАЗ-2106 выполняется строго в обратной последовательности. При желании можно установить новый насос, не менять его детали по отдельности.

Как отрегулировать давление?

Для того чтобы отрегулировать в магистралях давление, создаваемое насосом, необходимо выполнить такие манипуляции:

  1. Убедитесь в том, что в моторе масло качественное и уровень в норме.
  2. Убедитесь, что сливная пробка закручена и масло через нее не протекает.
  3. Проверьте привод масляного насоса ВАЗ-2106.
  4. Проверьте работу насоса. Обратите внимание на то, что нередко выходит из строя прокладка, а меняется она просто.
  5. Проверьте затяжку всех болтов насоса.
  6. Рекомендуется при каждой замене масла ставить новый фильтр. И обращайте внимание на то, какая у старого степень загрязнения.

Теперь можно произвести настройку редукционного клапана, чтобы он срабатывал при определенном давлении. Шланги, по которым поступает в систему масло, должны быть герметичны.

Замена масляного насоса ВАЗ 2106: для чего делается

Масляный насос автомобиля ВАЗ 2106

В работающем двигателе возникают силы трения, для преодоления которых тратится некоторая часть мощности двигателя. Помимо этого трение может вызвать перегрев и износ деталей.

Уменьшение негативного воздействие сил трения, улучшение работы перемещающихся деталей, достигается:

  • Улучшением качества обработки трущихся поверхностей всех элементов узла.
  • Использованием подшипников качения.
  • Наиболее эффективный способ – введение между трущимися поверхностями слоя смазки.

Масляная пленка заменяет трение сопрягаемых поверхностей деталей на трение между собой слоев смазки.
Масло, кроме этого:

  • Охлаждает детали.
  • Уносит из зоны трения твердые частицы, образуемые при износе трущихся поверхностей.
  • Предохраняет детали от коррозии.
  • Уплотняет возникшие зазоры.

В автомобиле ВАЗ 2106 применяется разная система смазки:

  • Самые нагруженные детали имеют смазку под давлением.
  • Разбрызгиванием и маслом, которое вытекает из зазоров образованных между сопряженными деталями.

Смазка двигателя автомобиля ВАЗ 2106

На фото двигателя авто ВАЗ 2106 видно, что под давлением от шестеренчатого масляного насоса, позиция 8, получают смазку:

  • Подшипники коленчатого вала:
  1. шатунные, через подводящий канал позиции 4;
  2. коренные, через канал 3.
  • Подшипники и кулачки распредвала по каналу подвода масла позиция 22.
  • Подшипники привода вала масляного насоса и распределителя зажигания, через канал 12.

Помимо этого в системе смазки имеются:

Позиция Наименование
1 Датчик давления масла
2 Основная масляная магистраль
5 Фильтр для очистки масла
6 Щуп для измерения количества масла
7 Сливное отверстие
9 Маслоприемник
10 Поддон для масла
11 Канал для подачи масла к фильтру
13 Вал привода насоса
14 Патрубок подводящий масло в основную магистраль из фильтра
15 Привод для насоса
16 Сальник
17 Сток масла
21 Заливная горловина

Масляный насос двигателя авто ВАЗ 2106 включает в себя ведущую и ведомую шестерни. Вторая на оси свободно вращается, а первая закреплена жестко на валу, имеющем на другом конце шестерню вала привода, которая входит в зацепление, с расположенной на дополнительном валу, винтовой шестерней.
Последняя получает вращение от коленвала двигателя.Для очистки масла от загрязнений служит не разборный масляный фильтр.
В его корпусе установлены:

  • Фильтрующий элемент.
  • Перепускной клапан, который не позволяет неочищенному маслу достигать смазываемых поверхностей.
  • Противодренажный клапан, представляющий собой, изготовленную из маслостойкой резины, манжету свободно пропускающей масло в корпус, но не позволяющая ему вытекать в поддон из корпуса при неработающем двигателе.
    Это способствует сохранению масла в каналах и корпусе фильтра и подаче его к трущимся поверхностям после пуска двигателя.
Читайте также  Провода на форсунки ваз 2110 цена

Замена масляного насоса на авто ВАЗ 2106

Необходимость в замене или ремонте масляного насоса возникает когда:

  • На холостом ходу, при хорошо прогретом двигателе, недостаточное давление масла, которое может возникнуть при износе шестерен масляного насоса, попадании посторонних частиц под редукционный клапан.
  • При наезде на препятствие резко упало давление. При этом может возникнуть деформация картера, поломка приемного патрубка.
  • На прогретом двигателе сильно увеличилось давление масла. В этом случае произошло в масляном насосе заедание редукционного клапана.

Снятие масляного насоса

Для работы понадобятся:

  • ключи торцовые на «10» и «13»;
  • карданные шарниры;
  • удлинитель.

Совет: Замена масленого насоса на ваз 2106 должна выполняться на смотровой яме или подъемнике .

Порядок выполнения работ:

  • Двигатель прогревается до рабочей температуры.
  • Подставляется емкость с объемом не менее четырех литров, для стока масла из двигателя.
  • Отворачивается пробка для слива.
  • Откручиваются и убираются пробки с горловины радиатора и расширительного бочка.
  • Откручивается пробка под слив жидкости для охлаждения, предварительно подставляется для этого емкость не менее десяти литров.
  • От радиатора отсоединяются шланги нижний и верхний (подводящий).
  • Отворачиваются гайки фиксирующие приемную трубу к коллектору. Перед этим отгибаются края стопорящих пластин.
  • Аналогично откручивается болт крепления к кронштейну к коробке передач.
  • Снимается приемная труба со шпилек коллектора.
  • Отворачиваются гайки верхнего и нижнего крепления подушки. Для этого подкладывается для упора какой-нибудь предмет, типа деревянного бруска, в картер сцепления упирается домкрат.
  • Аккуратно поднимается двигатель. Из отверстий выйти шпилькам можно помогать отверткой.
  • Отворачиваются болты, фиксирующие поддон картера, последний снимается.
  • Отворачиваются болты крепления и вытаскивается масляный насос.

Масляный насос ВАЗ 2106

Совет: Необходимо аккуратно снять прокладку, установленную между насосом и блоком цилиндров, ее легко можно повредить или потерять. Если будет выполняться замена масляного насоса на ваз 2106 прокладку нужно заменить.
Деформированные места, образованные от обжатия ее по фланцу корпуса, могут не совпадать с конфигурацией нового масляного насоса, а это может привести к утечки масла.

Разборка масляного насоса

Для того чтобы разобрать устройство необходимы: ключ гаечный на «10», линейка, набор плоских щупов.
Инструкция, по которой можно разобрать масляный насос своими руками:

  • Снимается приемный патрубок, прикрепленный к корпусу насоса.

Совет: Для удобства выполнения работ насос лучше зажать в тиски.

  • С патрубка снимаются редукционный клапан, пружина, крышка и упорная шайба.
  • Чистится сетка приемного патрубка, перед этим нужно отогнуть ее края и вытащить деталь.
  • Вынимается с валиком шестерня из корпуса.

Валик с шестерней масляного насоса

  • Удаляется ведомая шестерня с оси, установленной в самом корпусе.

Проверка деталей насоса

Определить нужна замена масляного насоса в ВАЗ 2106 или только его ремонт, можно, узнав степень износа всех деталей после их осмотра.
Все детали тщательно промываются бензином или керосином, продуваются струей сжатого воздуха, проверяются нагнетательный и приемный каналы, осматриваются шестерни.
Затем выполняется замеры величин зазоров в устройстве. Для работы понадобятся плоские щупы.
Итак:

  • Сначала определяется зазор между ведомой шестеренкой и ее осью. Его величина должна находиться в пределах 0,017 – 0,057 мм.
  • С помощью плоского щупа измеряется зазор между зубьями двух шестеренок, он должен быть 0,15 мм, но не более 0,25 мм.

Измерение зазора между зубьями шестерен

  • Затем меряется величина зазора между наружным диаметром шестерен и корпусом насоса, оптимально он должен быть 0,15 мм.
  • Далее на плоскость разъема насоса ложится торцом линейка и щупом определяется зазор между линейкой и торцом шестерни. Он должен быть 0,161 – 0,166 мм.

Определение зазора между линейкой и торцом шестерни

  • Свободное, без заеданий вращение шестерен обеспечивает зазор между корпусом и опорными поверхностями валика.
  • Осматриваются все детали механизма. Они не должны иметь повреждений, мешающих нормальной работе устройства.
  • Проверяется пружина редукционного клапана.
  • На сопрягаемых поверхностях не должно быть заусенцев и сколов, нарушающих герметичность масляного насоса.

Если вместо изношенных деталей можно поставить новые, тогда на ваз 2106 замена масляного насоса полностью не требуется.

  • Соблюдая максимальную чистоту при сборке, все детали устанавливаются в обратном порядке.

Совет: Необходимо обратить внимание на болты крепления насоса — они разной длины. При сборке болты необходимо установить на свои места .

Болты крепления насоса

  • Заливается масло в двигатель.

Как правильно выполняется замена масляного насоса ВАЗ 2106 хорошо видно на видео.
Иногда, когда в масляном насосе износились зубья на шестеренке, нужна на автомобиле ВАЗ 2106 замена шестерни привода масляного насоса.Выполняется этот процесс без снятия всего устройства с автомобиля.
Для этого понадобится:

  • Снять крышку, установленную на распределителе зажигания с высоковольтными проводами.
  • Откручивается гайка, фиксирующая распределитель, последний снимается без отсоединения низковольтного провода.
  • В отверстие шестерни с натягом вставляется заостренная палочка.
  • Аккуратно с валика привода насоса снимается шестерня и извлекается из монтажного отверстия.
  • Замена шестерни привода масляного насоса ваз 2106 выполняется в обратном порядке.

Своевременный ремонт масляного насоса увеличит срок эксплуатации автомобиля ВАЗ 2106. При качественной смазке деталей двигателя цена ремонта машины будет значительно ниже.

Комплекс мероприятий по обслуживанию масляного насоса автомобиля ВАЗ 2106

Смазка для двигателя «шестерки» необходима для покрытия всех сопряженных частей силовой установки слоем масла для уменьшения силы трения взаимодействующих частей агрегата. Она поступает в агрегат под определенным давлением, которое обеспечивает масляный насос ВАЗ 2106, в конструкцию которого входят шестерни зубчатой передачи и промежуточный вал с некоторыми другими элементами. Такое устройство масляного насоса создает практически безаварийное нагнетание масла в двигательную систему.

Расположение, принцип действия и устройство насоса

Штатный масляный насос ВАЗ 2106, цена которого достаточно приемлема, представляет собой изделие с шестеренчатой парой и валом, установленное во внутренней полости картерного поддона. Это устройство на 2 крепежах держится на блоке цилиндров. Шестерня ведущего типа жестко крепится на валу, а ведомый элемент, запрессованный в корпусную часть изделия, вращается на консоли в свободном режиме.

К корпусной части насоса прикреплен патрубок маслоприемника с сеткой-фильтром и клапаном редукционного типа, встроенным в деталь. Автомобильный масляный насос действует по следующему принципу: всасывает двигательную смазку и по масляной магистрали, проходящей внутри стенки блока цилиндров, направляет его к фильтру очистки масла. На выходе из очистительного фильтра агрегатное масло по магистральным каналам распространяется дальше, и поступает для смазки коренных и 2 подшипников вала привода масляного насоса автомобиля, установленных на его оси.

На «шестерку» необходимо устанавливать только детали, которые по номенклатурному коду соответствуют каталоговым номерам изделий, устанавливаемым на транспортное средство. Так, масляный насос ВАЗ 2106 разнится от таких же изделий, которые монтируются на другие версии автомобилей Волжского автозавода. Они отличаются от аналогичных деталей, например, геометрией устройства для забора масла, которое адаптировано под конфигурацию масляного поддона.

При проведении сравнения устройства масляного насоса ВАЗ шестой серии с аналогами для других версий ВАЗ можно увидеть отличия в линейных размерах вала со шлицами и шестерней. Если требуется проведение замены насоса по причине прохождения межэксплуатационного километража, либо из-за резкого падения давления двигательной смазки, то нужно подбирать детали с обозначением 2101.

Неисправности масляного насоса и его замена

Перечень неисправностей достаточно разнообразен и включает в себя следующие основные дефекты:

  1. При механической деформации поддона силовой установки транспортного средства возможно повреждение патрубка масляного насоса.
  2. Низкое значение давления может являться следствием нахождения мелкофракционных элементов в смазке и попадание их под рабочую поверхность клапана, либо имеется повышенный износ шестерней.
  3. Низкое давление может быть следствием засоренности сменного фильтрующего элемента, который, в этом случае, подлежит замене.
  4. При некорректной работе редукционного клапана изделия давление мотора значительно превышает штатные значения.
  5. Некоторые другие дефекты.

При устранении неисправностей требуется демонтаж и ремонт масляного насоса ВАЗ 2106, а в некоторых случаях и его замену. Примерная стоимость масляного насоса позволяет обычному автолюбителю без особых проблем приобрести эту деталь двигателя транспортного средства.

При использовании «шестерки» в процессе движения и увеличения пробега наблюдается планомерный износ шестерни привода масляного насоса из-за длительной эксплуатации транспортного средства. Если на это не обращать внимания, наблюдается проскальзывание шестерни, что приводит к некорректной эксплуатации масляного насоса и, в итоге, давление смазки в картере силовой установки уменьшается.

Читайте также  Как менять рулевые наконечники ваз 2114

Расположение шестерни следующее: в моторах карбюраторного типа – сочленяется со шлицами вала трамблера в нижней точке, а в инжекторах «шестерки» – под заглушкой «движка». Для снятия и замены шестеренки привода масляного насоса требуется провести следующие мероприятия:

  1. Демонтируем трамблер в автомобиле с двигателем карбюраторного типа, отметив его позицию метками на корпусной части мотора и прижимном элементе распределителя.
  2. С помощью гаечного ключа снимает крепеж трамблера и собственно трамблер с приводом.
  3. Шестеренка привода масляного насоса снабжена технологическим отверстием центрального размещения. Достать ее можно специально изготовленным прутком из дерева с заостренным концом «под конус».
  4. После ее извлечения производим замену детали на обновленное изделие. Сборка – в порядке, обратном процессу демонтажа.

Для проверки масляного насоса и, возможно, последующими за этим ремонтными работами требуется снять насос и разобрать его на части. Провести необходимые замеры:

  • величина осевого расстояния до принудительной шестеренки – 0,017-0,057 мм (максимальный зазор – 0,1 мм);
  • межзубчатое расстояние – 0,15 мм (максимальный зазор – 0,25 мм);
  • расстояние от торцевой плоскости шестеренок до поверхности каркаса – 0,161-0,166 мм (максимальный зазор – 0,2 мм);
  • расстояние между плоскостями опоры вала и каркаса – 0,016-0,055 мм (максимальный зазор – 0,1 мм);
  • клапан редукционного типа внешне должен быть без заусениц, забоев и грязевых наслоений, которые могут спровоцировать некорректную работу;
  • пружина такого клапана не должна иметь дефектов и изломов при высоте без нагрузки 38 мм.

Внеплановая замена масляного насоса на автомобиле производится в случае механической деформации маслоприемника и иных составных частей изделия.

Масляный насос ВАЗ-2106: устройство, обслуживание и ремонт

В нашей статье мы поговорим о том, как заменить масляный насос на ВАЗ-2106, а также расскажем о его конструкции, особенностях эксплуатации и ремонта. «Шестерки» выпускаются на «АвтоВАЗе» с 1976 года. И конструкция автомобиля претерпевала за годы выпуска сильные изменения. Но что касается мотора, подвески и кузова, то эти части остались без изменений, они зарекомендовали изначально себя достаточно хорошо, поэтому модернизация для них не требовалась.

Огромную роль играет система смазки в двигателе внутреннего сгорания. Конструкция с приводом от цепи, на сегодняшний день «АвтоВАЗ» не практикует использование таких схем. Поэтому мы расскажем об особенностях более подробно.

Смазка двигателя

You will be interested: How dangerous is the new coronavirus?

Автомобили «Жигули» выпускаются давно и заслужили популярность среди населения из-за своей неприхотливости. Надежность у всех узлов отличная, в частности, система смазки обладает высокой эффективностью.

Она комбинированная, все трущиеся элементы смазываются такими способами:

  • Посредством давления.
  • Разбрызгиванием масла.

    Если температура двигателя 85-90 градусов, то давление в системе смазки должно быть в диапазоне 3,5-4,5 кгс/кв. см. Всего в системе должно быть 3,75 литра смазочного материала.

    Компоненты системы смазки

    На автомобилях «Жигули» можно выделить такие элементы в системе смазки:

  • Картер для масла.
  • Указатель уровня давления (находится в салоне).
  • Указатель уровня смазочного материала.
  • Масляный насос ВАЗ-2106.
  • Фильтр.
  • Патрубок, по которому масло подается в мотор.
  • Клапан.
  • Магистрали.
  • Датчик давления масла.

    И «сердце» всей системы – это насос, который создает давление и заставляет масло двигаться по всем магистралям.

    Конструкция масляного насоса

    На «шестерках» установлены насосы шестеренчатого типа, на крышке у них расположен приемник масла и клапан редукционного типа. Корпус выполнен из металла, внутри смонтированы шестерни (ведомая и ведущая).

    Конструкция насоса – это соединенные последовательно элементы:

  • Корпус из металла.
  • Элемент, посредством которого масло подается в насос – маслоприемник.
  • Ведущая и ведомая шестеренки.
  • Сальник.
  • Прокладки.
  • Клапан редукционного типа.

    На автомобилях ВАЗ-2106 масляный насос имеет срок службы 130-150 тыс. км пробега. Но нужно учесть, что это срок службы металлических элементов, сальники и прокладки, как правило, приходят в негодность куда раньше. Нужно также отметить, что за счет масляного насоса происходит нормальное функционирование всего мотора. Поэтому важно следить за его состоянием.

    Как работает насос?

    При помощи цепной передачи приводится в движение масляный насос на автомобилях ВАЗ-2106. Система запуска достаточно сложная, поэтому при замене и ремонте могут возникнуть определенные трудности. Давайте рассмотрим этапы запуска устройства:

  • Как только включаете зажигание и запускаете стартер, начинает вращаться ведущая шестеренка.
  • Сразу же приводится в движение ведомая шестерня.
  • При вращении лопасти этих шестеренок всасывают масло внутрь через клапан редукционного типа.
  • Масло по инерции выходит из насоса и поступает к магистралям двигателя под рабочим давлением.

    В том случае, если давление окажется выше, чем положено, то определенная часть масла начнет автоматически перенаправляться обратно в поддон. При этом давление выравнивается.

    Следовательно, масло циркулирует по магистралям с помощью всего лишь двух шестерен. Но крайне важно, чтобы насос был герметичным. Даже незначительная утечка снижает, причем существенно, давление внутри системы. Как следствие – ухудшение смазки узлов и агрегатов двигателя.

    Редукционный клапан

    Конструкция шестеренок очень простая, поэтому и ломаются они довольно редко. Как правило, просто увеличивается между зубьями зазор и масло перекачивается хуже. Но намного чаще ломается перепускной клапан, который необходим для того, чтобы контролировать давление в системе. Если необходимо, то этот элемент увеличивает или уменьшает давление. И делается это очень просто – клапан открывается при большом давлении и закрывается при маленьком.

    Конструкция перепускного клапана:

  • Корпус небольшого размера.
  • Клапан (небольшой шарик, закрывающий проход для масла).
  • Пружина.
  • Болт для упора.

    Элемент ставится внутри корпуса масляного насоса ВАЗ-2106. Цена клапана составляет не более 200 рублей. И если причина поломки кроется именно в нем, то проще поменять только клапан. Ведь стоимость всего насоса составляет порядка 1500 руб.

    Проверка насоса

    Если в работе масляного насоса имеются какие-то неполадки, то на приборной панели начнет гореть лампа. Сразу нужно проверить щупом уровень масла в системе – если он недостаточный, то долейте. Если же после этого лампа все равно не погасла, нужно искать неисправность в масляном насосе.

    Чтобы провести полную диагностику, загоните автомобиль на эстакаду или яму и выполните такие манипуляции:

  • Отключите аккумуляторную батарею.
  • Слейте из системы все масло. В том случае, если оно новое, допускается его после залить в двигатель.
  • Выкрутите гайки, которые крепят к поперечине подвеску.
  • Снимите поддон мотора.
  • Снимите масляный насос.
  • Разберите насос – отделите от него клапан, шестерни, патрубки.
  • Тщательно промойте в растворителе или бензине все металлические детали. Можно после мойки продуть все воздухом.
  • Осмотрите все элементы и постарайтесь найти повреждения. Не допускается наличие сколов, трещин, следов износа.
  • Теперь нужно вооружиться щупами и проверить зазоры. Во-первых, необходимо, чтобы между стенками корпуса и зубьями шестерни было не более 0,25 мм. Если больше, то замене подлежит шестерня. Во-вторых, между корпусом и торцевой стороной шестерен зазор также должен быть не больше 0,25 мм. В-третьих, между осями ведомой и главной шестеренок должен быть зазор не больше 0,25 мм.

    Установка масляного насоса ВАЗ-2106 выполняется строго в обратной последовательности. При желании можно установить новый насос, не менять его детали по отдельности.

    Как отрегулировать давление?

    Для того чтобы отрегулировать в магистралях давление, создаваемое насосом, необходимо выполнить такие манипуляции:

  • Убедитесь в том, что в моторе масло качественное и уровень в норме.
  • Убедитесь, что сливная пробка закручена и масло через нее не протекает.
  • Проверьте привод масляного насоса ВАЗ-2106.
  • Проверьте работу насоса. Обратите внимание на то, что нередко выходит из строя прокладка, а меняется она просто.
  • Проверьте затяжку всех болтов насоса.
  • Рекомендуется при каждой замене масла ставить новый фильтр. И обращайте внимание на то, какая у старого степень загрязнения.

    Теперь можно произвести настройку редукционного клапана, чтобы он срабатывал при определенном давлении. Шланги, по которым поступает в систему масло, должны быть герметичны.

  • Александр Молоков/ автор статьи

    Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с отечественным и зарубежным автопромом. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Александр Молоков.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Volog-damaz.ru
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: