Блок управления электромагнитным клапаном карбюратора ваз 2109 - Volog-damaz.ru

Блок управления электромагнитным клапаном карбюратора ваз 2109

Эпхх ваз 2109 карбюратор схема подключения. Среди своих «коллег», его характеристики значительно лучше, поэтому выбор пал на то, чтоб его и поставить на данный ВАЗ.

Блок управления электромагнитным клапаном карбюратора ваз 2109

Эпхх ваз 2109 карбюратор схема подключения

Карбюратор ВАЗ 2109: схема и особенности ремонта

На автомобиле ВАЗ 2109, как и на большей части представителей «классики», устанавливается карбюратор «Солекс». Среди своих «коллег», «Озон», «Вебер» и т.д., его характеристики значительно лучше, поэтому выбор пал на то, чтоб его и поставить на данный ВАЗ.

Устройство

Карбюратор ВАЗ 2109, состоит из двух основных элементов – корпус и крышка. Все детали, в основном, находятся в корпусе (насос, жиклеры, поплавок и т.д.). Также, в систему питания, с которой может быть связан ремонт, входят: свечи, ЭПХХ, и так далее.

Когда насос качает топливо из бака, оно, первым делом, попадает в блок поплавковой камеры карбюратора. Эта камера, также, называется – первой или первичной. Она служит для того, чтоб поддерживать оптимальный уровень бензина, при котором карбюратор сможет нормально работать и стабильно держать обороты. На входе в камеру, стоит специальный штуцер, через который проходит топливо. Его количество контролирует клапан, а также, несколько поплавков. При слабом нажатии на педаль газа, количество бензина, идущего в камеру, и соответственно его давление, резко уменьшается. Для того, чтоб горючая смесь нормально попадала в камеру, при низком давлении, клапан поднимается выше, освобождая путь. Данный процесс беспрерывный, и работает столько, сколько и двигатель. Устройство клапана, тесно связано с поплавком. Такая схема управления, исключает шанс перелива свечи.

При резком нажатии на педаль газа, топливо в большом количестве поступает в блок первичной камеры. Для того, чтоб уберечь свечи, существует вторичная камера. Она открывается в том случае, когда у двигателя высокие обороты. Первая камера, при ускоренном движении топлива, переливает его во вторую, и обеспечивает равномерную, обогащенную смесь, при попадании в цилиндр, тем самым предотвращая провалы педали.

Для нормальной работы двигателя ВАЗ 2109, просто бензина недостаточно. Карбюратор, также, должен получать и воздух. Он поступает через клапан в блок поплавковой камеры, где перемешивается с топливом, и образует горючую смесь.

Помимо того, когда автомобиль ВАЗ 2109 находится в движении, он также может быть в недвижимом состоянии, но при работающем двигателе. Тут уже срабатывает такое устройство, как холостой ход. Он регулируется отдельно, подавая топливо через электромагнитный клапан в поплавковую камеру. Схема управления холостым ходом, включает в себя электронный прибор – экономайзер. Он активирует электромагнитный клапан при оборотах, менее 1700 об/мин, и деактивирует при нажатии на педаль газа.

Очень важно знать, что питание, не всегда проходит через экономайзер. Иногда, схема холостого хода обходит данное устройство, включая электромагнитный клапан напрямую, от зажигания.

Также, карбюратор имеет такое устройство, как: блок управления ЭПХХ. Он служит для уменьшения количества выхлопных газов, и для снижения расхода топлива. Блок управления ЭПХХ, на автомобиле ВАЗ 2109 крепится отдельно, от всей системы питания. Например, когда автомобиль движется с спуска, находясь на включенной передаче, педаль газа полностью отпущена. При этом, дроссельная заслонка закрывается, и блок управления ЭПХХ активизируется, поднимая электромагнитный клапан.

Эксплуатация и ремонт

Карбюратор ВАЗ 2109, как и все остальные детали, имеет свойство ломаться. Обычно, поломка включает в себя выход из строя, какой не будь запчасти. В таких случаях, обычно помогает ремонт.

Первым, что может сломаться, считается ускорительный насос. Его предназначение – обогащать топливную смесь, в независимости от подачи воздуха, при открытии дроссельных заслонок. Если при резком нажатии на педаль газа, автомобиль дергается, значит ему либо мало топлива, и в подаче происходят значительные провалы, либо его наоборот, слишком много, и оно переливает свечи. Так вот, во избежание данной проблемы, используется ускорительный насос. Он регулирует точное количество топлива, необходимого для нормальной работы двигателя, даже при резком нажатии на газ.

Ускорительный насос более часто забивается осадками, нежели ломается, и тогда, ремонт не нужен, а достаточно просто провести прочистку. Но, если дело не в этом, а все-таки существует поломка, то насос нужно срочно чинить, иначе эксплуатация двигателя автомобиля ВАЗ 2109 будет невозможна, а провалы педали Вам обеспечены.

Первыми симптомами того, что насос неисправен является то, что при нажатии на педаль, обороты не набираются стабильно, а плавают. Это связано с нехваткой, или наоборот переизбытком топлива. Свечи не успевают выпаливать весь бензин, и их попросту заливает, поэтому автомобиль на ходу дергается. Также, может наблюдаться провал педали при нажатии.

Ремонт при такой поломке следующий:

Вынимаем распылитель;
Потрясите его. Если внутри будет характерный стук шарика, то значит распылитель рабочий, если нет, то это и будет причиной, почему случился провал педали;
Насос имеет довольно тяжелый, по строению, блок с деталями. Большое количество отверстий и каналов – увеличивает шанс того, что насос забьется, и провал педали будет неминуем. Если отверстия засорились, то ремонт здесь не нужен. Достаточно просто купить жидкость для чистки карбюратора, и использовать его для продувки каналов.

Если ВАЗ 2109 дергается при движении на холостом ходу, и имеются провалы при резком нажатии на педаль газа, то значит неисправность имеет блок управления ЭПХХ. Его ремонт, в первую очередь зависит от того, какой именно установлен блок управления. Они могут быть 4-ех и 6-ти контактными. Ремонт ЭПХХ должен проводить специалист. Если у Вас нет соответствующих знаний, просто замените деталь на новую.

Причиной того, что ВАЗ 2109 дергается при движении, или вовсе глохнет, а при нажатии на педаль газа происходят провалы, может быть не только карбюратор или блок управления ЭПХХ, а и свечи. При их длительной эксплуатации, на месте контакта появляется нагар. Из-за него, свечи не полностью выпаливают горючее в цилиндре.

Иногда, свечи заливает и на холостом ходу. Это связано с тем, что блок управления ЭПХХ подобран неправильно. Открытие клапана происходит не синхронно, и обороты двигателя плавают. При этом, наблюдаются провалы педали газа, и позднее зажигание. Для того, чтоб понять, какой ЭПХХ лучше ставить, нужно определится с выбором жиклеров карбюратора. От их диаметра зависит тип данного устройства.

Вообще, перед тем, как проводить ремонт карбюратора, убедитесь в том, что обороты плавают именно из-за него. Также, что провалы педали газа, происходят по этой причине. Ведь может быть, всему виной свечи. Если их заливает, то автомобиль будет дергаться и глохнуть. Но в таком случае, причину нужно искать в топливных магистралях, насосе и подобных узлах. Но, это всяко лучше, чем проводить ремонт карбюратора, так как это работа довольно кропотливая.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Проверка системы ЭПХХ автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Проверка системы ЭПХХ ВАЗ 2108, 2109, 21099 без специальных приборов
Схема системы управления электромагнитным клапаном карбюратора

при отсутствии вольтметра и тахометра определить неисправность электромагнитного клапана и блока управления можно с помощью отрезка изолированного провода длиной около метра.
Поиск неисправностей выполняем методом исключения.
При отсутствии холостого хода снимаем наконечник провода с вывода электромагнитного клапана. Включаем зажигание, не пуская двигатель.
Подсоединяем наконечник к выводу клапана.
В момент соединения должен быть отчетливо слышен щелчок. Если этого не произошло, следует проверить исправность электромагнитного клапана. Для этого вновь снимаем наконечник провода с вывода клапана и с помощью отрезка провода подаем на него напряжение непосредственно от «плюсового» вывода аккумуляторной батареи. Если клапан сработал с характерным щелчком, значит, неисправен блок управления или на него не поступает напряжение питания. Возможно также повреждение соединительных проводов или их разъемов. Если клапан при подаче напряжения не срабатывает, его следует заменить.
При работе двигателя на холостом ходу можно убедиться в исправности электромагнитного клапана. Для этого при работающем двигателе снимаем с вывода клапана наконечник провода. Если клапан исправен, двигатель должен заглохнуть.
Проверить работоспособность блока управления можно при помощи заведомо исправного электромагнитного клапана. Для этого включаем зажигание и надеваем на вывод клапана наконечник его провода.
С исправным блоком управления в момент замыкания корпуса клапана на «массу» должен быть слышен характерный щелчок.
Следует учитывать, что указанными способами невозможно убедиться в правильном моменте включения и выключения системы ЭПХХ. Если автомобиль укомплектован тахометром, то функционирование системы можно проверить с достаточной точностью, используя вместо вольтметра контрольную лампу. Для этого подойдет автомобильная лампа мощностью не более 3 Вт и напряжением 12 В, например лампа подсветки приборов. К ее контактам припаиваем два отрезка изолированного провода длиной около 0,5 м. Удобнее использовать лампу с патроном, тогда провода подсоединяются к выводам патрона.
Для проверки контрольную лампу подсоединяем к наконечнику провода электромагнитного клапана. Вывод электромагнитного клапана соединяем отрезком провода с выводом «плюс» аккумуляторной батареи. Порядок проверки с лампой такой же, как и при проверке при помощи вольтметра.
При помощи контрольной лампы можно обнаружить неисправности наконечника винта «количества» и его провода.
Для проверки подсоединяем один провод контрольной лампы к наконечнику провода винта, а второй к выводу «плюс» аккумуляторной батареи. При закрытой дроссельной заслонке первой камеры лампа должна гореть, а при открытой — гаснуть.
Таким же способом можно проверить состояние провода, сняв его наконечник с наконечника винта и замкнув на корпус карбюратора.
Проверка системы ЭПХХ с помощью специальных приборов

Читайте также  Ваз 2114 как увеличить мощность двигателя

1 – блок управления;
2 – вольтметр;
А – к жгуту проводов автомобиля.
Схема подключения ЭПХХ

1 – катушка зажигания;
2 – соединительная колодка блока управления;
3 – изолированный наконечник винта «количества»;
4 – винт «количества»;
5 – электромагнитный клапан.
Для проверки системы ЭПХХ необходимо иметь вольтметр с пределом измерений до 15 В и тахометр (если автомобиль не оборудован тахометром). Также желателен омметр для проверки целостности электрических цепей.
Наиболее характерный признак неисправности системы ЭПХХ — остановка двигателя после резкого сброса «газа» на частоте вращения коленчатого вала выше средней. Если на других режимах двигатель работает устойчиво, следует проверить функционирование блока управления системы ЭПХХ. Для этого отсоединяем колодку провода от вывода электромагнитного клапана.
Снимаем изоляционную колодку с наконечника провода, соединяющего блок управления с электромагнитным клапаном.
Наконечник надеваем на вывод электромагнитного клапана и подсоединяем к нему «плюсовой» щуп вольтметра. Второй вывод прибора соединяем с «массой». Пускаем двигатель и прогреваем его до рабочей температуры. На холостом ходу, при закрытой дроссельной заслонке, на выводе клапана должно быть не менее 10 В.
Открывая дроссельную заслонку, увеличиваем частоту вращения коленчатого вала до 4000 мин–1. Затем резко закрываем заслонку. От момента закрытия дроссельной заслонки (наконечник винта «количества» замыкается на «массу») и до падения частоты вращения коленчатого вала примерно до 1900 мин–1 напряжение на выводе клапана должно быть не более 0,5 В.
При снижении частоты вращения коленчатого вала до 1900 мин–1 блок управления вновь должен подать напряжение на вывод электромагнитного клапана.
Если все указанные условия выполняются, а двигатель глохнет при сбросе «газа», то чаще всего это связано с очень обедненной смесью на холостом ходу или регулировкой на слишком низкую частоту вращения коленчатого вала на этом режиме. В любом случае требуется проверить и отрегулировать холостой ход с проверкой содержания СО в отработавших газах.
Если в результате проверки установлено, что напряжение на выводе электромагнитного клапана при закрытии дроссельной заслонки остается неизменным, то разъединяем колодку провода наконечника винта «количества».
Замыкаем на «массу» наконечник провода, соединенного с блоком управления. Если после повышения частоты вращения коленчатого вала выше 2100 мин–1 напряжение падает до 0,5 В и ниже, значит, нарушен контакт наконечника винта «количества» (1) с рычагом привода дроссельных заслонок, поврежден или окислился наконечник провода (2) или оборван сам провод.
В противном случае неисправны блок управления или его соединительные провода.
Если в результате описанной выше проверки выяснится, что на вывод электромагнитного клапана постоянно поступает напряжение не ниже 10 В, то неисправен блок управления. В этом случае при сбросе «газа» топливоподача не отключается; такая неисправность на работе двигателя никак не отразится, кроме того что немного возрастет расход топлива (на величину около 0,5 л/100 км) и, возможно, появится «дизелинг» после выключения зажигания.
Отсутствие холостого хода может быть связано с неисправностью электромагнитного клапана, блока управления или соединительных проводов. Для определения причины неисправности необходимо убедиться в наличии напряжения на выводе электромагнитного клапана. Когда напряжение отсутствует после включения зажигания или оно значительно ниже 10 В при полностью заряженной аккумуляторной батарее, следует снять наконечник провода с вывода клапана и замерить величину напряжения на нем. Если напряжение на наконечнике составляет около 12 В, то неисправен электромагнитный клапан (короткое замыкание обмотки). Если напряжение значительно ниже или отсутствует, неисправен блок управления или повреждена проводка.
Отсутствие повреждений соединительных проводов блока управления проверяем омметром при выключенном зажигании. Для этого отсоединяем колодки проводов от блока управления, электромагнитного клапана и винта «количества». При проверке используем схему системы ЭПХХ.
После включения зажигания на вывод «4» соединительной колодки блока управления должно подаваться напряжение. Для проверки к выводу подключаем вольтметр.
Омметром также можно проверить контакт, состояние провода винта «количества» и обмотку электромагнитного клапана. Касаясь щупом прибора наконечника провода винта «количества», замеряем сопротивление. При открытой дроссельной заслонке первой камеры прибор должен показывать бесконечно большое сопротивление, а при закрытой — короткое замыкание. Сопротивление обмотки электромагнитного клапана должно быть в пределах 70–80 Ом.

ЭПХХ на ВАЗ 2109 (карбюратор)

Практически все автомобили ВАЗ 2109, имеющие в подкапотном пространстве карбюратор, оснащаются экономайзерами. Так сокращенно называют экономайзер принудительного холостого хода или просто ЭПХХ.

Функции

Задача ЭПХХ заключается в следующем:

  • Экономит топливо в автомобиле;
  • Исключает подачу топлива в силовой агрегат при отключении двигателя;
  • Отключает подачу горючего в мотор по системе холостого хода при торможении движком.

Конструкция

ЭПХХ карбюраторного ВАЗ 2109 включает в себя следующие компоненты:

  • Экономайзер;
  • Электромагнитный клапан;
  • Концевой выключатель дроссельной заслонки.

При выходе хотя бы одного компонента конструкции ЭПХХ из строя весь узел перестает работать.

Расположение элемента

Принцип действия

Чтобы определить причину неполадки, предпринять действия по устранению неисправности ЭПХХ, необходимо знать о принципе его работы.

  1. Экономайзер оснащается выходными и входными цепями.
  2. Входные цепи — это концевой выключатель и провод, который подключается к коммутатору.
  3. Концевой выключатель дросселя (дроссельной заслонки) сообщает экономайзеру о том, нажата ли в данный конкретный момент педаль газа или нет.
  4. Если педаль не выжата, концевой выключатель замыкается на массу.
  5. как только педаль газа нажимается водителем, контакт отключается.
  6. Провод, который соединяет коммутатор и экономайзер, сообщает о количество импульсов катушке зажигания. По сути, за счет этого экономайзеру удается узнать о фактических текущих оборотах силового агрегата.
  7. Выходная цепь у ЭПХХ только одна — электромагнитный клапан ХХ карбюраторной системы (ХХ — холостой ход). Экономайзер может включить и отключить данный клапан.
  8. Экономия топлива обеспечивается закрытием топливного жиклера ХХ на больших оборотах мотора.
  9. Если педаль газа не выжата, концевой выключатель заслонки замыкается на массу, обороты составляют менее 2,1 тысячи в минуту, тогда экономайзер открывает электромагнитный клапан ХХ.
  10. Когда педаль газа нажимается, концевой выключатель размыкается, оставляя при этом клапан открытым все равно. Закрытие клапана происходит только при условии превышения оборотов мотора выше 2,1 тысячи в минуту.
  11. Клапан находится в закрытом положении, пока обороты не упадут ниже отметки 1,9 тысячи в минуту.

Собственно, это все, что вам необходимо знать о работе такого элемента как ЭПХХ.

Практика и исследования показывают, что применение экономайзера позволяет сэкономить около 5 процентов от расхода мотора.

Признаки неисправности

Существует несколько основных признаков, свидетельствующих о выходе из строя ЭПХХ:

  • Двигатель регулярно глохнет при холостых оборотах;
  • Возникает детонация в двигателе при отключении зажигания;
  • Мотор глохнет, когда выполняется торможение накатом.

Проверить, правильно ли работает ЭПХХ и его блок управления можно своими руками. Для проверки клапана следует контролировать его включение в различных режимах работы. Правильность функционирования определяется на слух или с помощью вольтметра.

Проверка клапана

Есть три основных этапа проверки работоспособности электромагнитного клапана.

Способ проверки

Ваши действия

Базовый режим работы ЭПХХ

Читайте также  Какое масло лучше для ваз 2107 инжектор

Режим торможения мотором

Отсечки топлива при отключении зажигания

Помимо самого электромагнитного клапана, вам также обязательно следует провести проверку блока управления ЭПХХ.

Плюс и минус

Проверка блока управления

Для проверки блока управления электромагнитным клапаном карбюраторного ВАЗ 2109 вам потребуется провод. Длина провода должна быть такой, чтобы его хватило для соединения клапана с положительной клеммой аккумуляторной батареи. Плюс вам пригодится контрольная лампочка штатного напряжения.

Ваши действия при проверке блока управления будут выглядеть следующим образом.

  1. Отключите от клапана провод питания, не нарушая при этом работу самого карбюратора. После этого подключите клапан по средствам подготовленного провода к положительной клемме аккумуляторной батареи.
  2. Питающий провод электромагнитного клапана, который вы на предыдущем этапе отсоединили, нужно подключить к положительной клемме контрольной лампы. Минус соединяется с массой.
  3. Включите двигатель и дайте ему некоторое время поработать на холостых оборотах. Коленчатый вал при этом должен вращаться со скоростью в пределах 850-900 оборотов в минуту. Контрольная лампа должна гореть.
  4. Начинайте постепенно повышать обороты, достигнув отметки 2100 единиц в минуту. Если блок управления исправен, при достижении этого уровня лампочка потухнет. Снизив обороты вновь до 1900 единиц в минуту, лампа должна загореться.

Полезная схема

Если в ходе проверки клапана и его блока управления была обнаружена неисправность, потребуется заменить соответствующий вышедший из строя компоненты карбюраторной системы питания автомобиля ВАЗ 2109.

ЭПХХ является важным компонентом автомобиля, за которым требуется постоянный контроль со стороны автовладельца.

проверка блока управления электромагнитным клапаном карбюратора ЭПХХ автомобили ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

Исправный блок управления электромагнитным клапаном карбюратора 6 (рис. 9.28) должен отключать клапан 2 при увеличении частоты вращения коленчатого вала до 2100мин и включать клапан карбюратора при снижении частоты вращения до 1900мин, если концевой выключатель карбюратора замкнут на «массу».
Перед проверкой работоспособности блока управления электромагнитным клапаном карбюратора убедитесь в правильности подключения к нему проводов (рис. 9.29).

Рис. 9.29. Схема проверки блока управления электромагнитным клапаном ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099:
1 — блок управления; 2 — переходной разъем с вольтметром; А — жгут проводов автомобиля

Работоспособность блока управления клапаном карбюратора проверяют с помощью вольтметра (с пределами измерения 0-15В) в следующем порядке:
1. Пустите двигатель на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 и оставьте работать двигатель на холостом ходу.

2. Разъедините разъем провода датчика-винта ЭПХХ и замкните на «массу» контакт разъема (можно, не разъединяя разъемы, замкнуть на «массу» вывод датчика-винта карбюратора). 3. Плавно открывая дроссельную заслонку, увеличьте частоту вращения коленчатого вала свыше 2100мин и зафиксируйте это положение. При этом должен возникнуть автоколебательный режим работы двигателя, сопровождающийся пульсацией частоты вращения. Возникновение автоколебательного режима объясняется тем, что при увеличении частоты вращения коленчатого вала до 2100мин разрывается электрическая связь выводов 4 и 6 (см. рис. 9.28) блока, что вызывает отключение подачи топлива в двигатель. При этом частота вращения коленчатого вала снижается и после ее падения ниже 1900мин восстанавливается указанная связь, т.е. подача топлива возобновляется и частота вращения повышается. Этот процесс циклически повторяется с периодом 1-2сек. Если вызвать автоколебательный режим не удается, а электромагнитный клапан карбюратора не имеет дефекта (проверку клапана см. разд. 4 «Двигатель», подразд. «Ремонт карбюратора»), то неисправен блок управления и его необходимо заменить.
4. Заглушите на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 двигатель и подключите к блоку управления 1 (см. рис. 9.29) вольтметр с помощью специального переходного разъема 2.
5. Пустите на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 двигатель и, постепенно увеличивая частоту вращения коленчатого вала, следите за показаниями вольтметра: после пуска двигателя вольтметр должен показывать напряжение не менее 10В, а в момент отключения клапана карбюратора — скачкообразное снижение напряжения до величины не более 0,5В.
6. После отключения клапана постепенно снижайте частоту вращения двигателя до включения клапана: вольтметр должен показать при этом скачкообразное увеличение напряжения не менее чем до 10В.
7. Установите частоту вращения коленчатого вала в пределах 2200-2300 мин, отсоедините от «массы» наконечник провода, идущего к концевому выключателю карбюратора, а затем снова соедините его с «массой»; при отсоединении провода от «массы» электромагнитный клапан карбюратора должен включаться, а при соединении с «массой» — отключаться.

8. Проверить блок управления электромагнитным клапаном карбюратора можно, непосредственно контролируя по тахометру значения частоты вращения коленчатого вала, при которых происходит срабатывание блока. Для проверки необходима контрольная лампа 12В и провода со штекерными наконечниками. Отсоедините от вывода электромагнитного клапана карбюратора разъем с проводом. Для обеспечения работы электромагнитного клапана соедините дополнительным проводом его вывод с клеммой «+» аккумуляторной батареи. С контактом разъема, снятым с электромагнитного клапана, соедините один вывод контрольной лампы, другой вывод лампы подсоедините к «массе» автомобиля. На режиме холостого хода (850+50)мин контрольная лампа должна гореть. При увеличении частоты вращения коленчатого вала двигателя до 2100 мин±5% лампа должна гаснуть и вновь загораться при падении частоты вращения ниже 1900 мин±5%. После проверки подсоедините разъем с проводом к выводу электромагнитного клапана карбюратора.
9. При отсутствии вольтметра или контрольной лампы допускается проверять блок управления электромагнитным клапаном карбюратора по характерному стуку клапана при отключении и включении.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Если в пути отказал блок управления клапаном ЭПХХ и двигатель останавливается при отпускании педали акселератора с выжатым сцеплением, соедините между собой отрезком провода клеммы 4 и 6 блока. Холостой ход двигателя полностью восстановится, но при этом будет отключена система ЭПХХ, что приведет к увеличению токсичности выхлопа, некоторому увеличению расхода топлива и ухудшению тормозных свойств двигателя. Поэтому этот способ можно рекомендовать только в том случае, когда надо доехать до гаража или сервиса.

Рис. 9.28. Система управления электромагнитным клапаном карбюратора ЭПХХ ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099:
1 — концевой выключатель карбюратора; 2 — электромагнитный клапан карбюратора; 3 — монтажный блок; 4 — замок зажигания;
5 — реле зажигания; 6 — блок управления; 7 — катушка зажигания; А — к выводу «30» генератора; Б — нумерация штекеров в блоке управления

Блок управления ЭПХХ карбюратора Солекс

Карбюратор Солекс 2108, 21081, 21083 оборудован системой ЭПХХ (экономайзер принудительного холостого хода).

Назначение блока управления ЭМК ЭПХХ

Блок управления ЭПХХ предназначен для своевременной подачи напряжения (включения) и обесточивания (выключения) электромагнитного клапана (ЭМК) карбюратора Солекс 2108, 21081, 21083 при наступлении или прекращении режима принудительного холостого хода двигателя (ПХХ) — торможения двигателем.

Где установлен блок управления?

Блок управления установлен на щите моторного отсека, слева по ходу автомобиля.

Блок управления системы экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХХ) карбюратора Солекс установлен на щите моторного отсека

Как работает блок управления ЭМК ЭПХХ?

Для определения наступления режима принудительного холостого хода блок управления ЭПХХ получает два сигнала.

— Дроссельные заслонки закрыты

Сигнал поступает от датчика-винта регулировки «количества» топливной смеси. Его контакт касается ребра рычага на дроссельной заслонки первой камеры карбюратора («масса»), если она закрыта. На контакт надет наконечник провода, идущий к блоку управления.

Читайте также  Стоимость моторчика печки на ваз 2114

Датчик-винт регулировки «количества» топливной смеси Солекс 2108, 21081, 21083

— Частота вращения коленчатого вала превысила 2000 об/мин

Сигнал частоты вращения коленчатого вала приходит с вывода «К» катушки зажигания (импульсы в системе зажигания). Это первичная обмотка катушки.

Вывод «К» катушки зажигания системы зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Получив оба сигнала блок управления обесточивает электромагнитный клапан карбюратора и его игла запирает отверстие в топливном жиклере СХХ. Топливо через систему холостого хода не поступает.

Прекращение режима ПХХ определяется блоком если какое-либо из двух условий не выполняется (либо водитель нажал на педаль газа и разомкнул наконечник винта и рычаг дроссельной заслонки, либо обороты двигателя упали ниже 1800 об/мин). В результате блок управления возобновляет подачу топлива через СХХ подав напряжение на ЭМК (ЭМК втягивает иглу вовнутрь корпуса и открывает топливный жиклер СХХ).

Схема подключения блока управления ЭПХХ Солекс

Неисправности блока управления

Неисправный блок управления ЭПХХ начинает то открывать, то закрывать клапан вне зависимости от поступающих на него сигналов. Появляются рывки и провалы при движении автомобиля. Холостой ход двигателя либо пропадает вовсе, либо двигатель «троит».

Для определения неисправности блока управления можно провести его проверку (заодно проверив всю систему ЭПХХ). Предварительно проверить исправность блока можно сняв и надев наконечник провода на вывод электромагнитного клапана карбюратора и послушав есть ли щелчок. Если щелчка нет, ЭМК не срабатывает, напряжение на него блоком не подается.

Применяемость блока управления в системах ЭПХХ Солекс 2108, 21081, 21083

Примечания и дополнения

Режим принудительного холостого хода (ПХХ) двигателя автомобиля наступает при движении на скорости, с отпущенной педалью газа и включенной передачей — накатом (по ровной дороге, либо на спуске). На этом режиме, в условиях ухудшения горения топливной смеси в цилиндрах (плотность заряда мала, количество остаточных газов велико), необходимо отключать подачу топлива в двигатель, чтобы предотвратить выброс несгоревших углеводородов в атмосферу и попутно слегка сократить расход топлива. Чем и занимается система ЭПХХ с блоком управления.

На принудительном холостом ходу автомобиль движется в городском цикле 15-20 процентов времени. Если система обеспечивающая его работу настроена правильно и исправна, то помимо снижения вредности выхлопа получается существенная экономия топлива.

ЭПХХ Ваз 2109

Почти все модели Ваз с карбюраторной системой питания оборудованы экономайзером принудительного холостого хода. ЭПХХ Ваз 2109 — электронное устройство, предназначенное для:
а)Для экономии топлива автомобиля;
б)Для исключения подачи топлива в двигатель при его выключении;
в)Для отключения подачи топлива в двигатель по системе холостого хода при торможении двигателем.

Экономайзер

Состоит экономайзер из следующих частей:
1) Модуль экономайзера
2) Электромагнитный клапан
3) Концевой выключатель дроссельной заслонки.
Запомните, если хоть один из этих узлов неисправен, ЭПХХ работать не будет. Давайте рассмотрим, как этот блок сокращает расход топлива автомобиля Ваз. Блок имеет входные и выходные цепи. Входные цепи экономайзера это концевой выключатель дроссельной заслонки и провод, подключенный к коммутатору. Какую информацию они дают?
а) Концевой выключатель дроссельной заслонки говорит нажата педаль газа или нет. Если педаль газа не нажата, то концевой выключатель замкнут на массу. Как только педаль газа нажимается водителем этот контакт пропадает.

Концевой выключатель дроссельной заслонки

б) По проводу, подключенному между экономайзером и коммутатором считываются импульсы на катушку зажигания. Это сделано для того, чтобы он знал фактические обороты двигателя автомобиля.

Экономайзер считывает импульсы на катушку с коммутатора

Выходная цепь блока одна — это электромагнитный клапан холостого хода карбюратора. Экономайзер включает этот клапан или отключает его.

Электромагнитный клапан холостого хода Ваз 2109

Принцип экономии топлива основан на закрывании топливного жиклера холостого хода карбюратора на больших оборотах двигателя девятки. Если педаль газа не нажата, концевой выключатель дроссельной заслонки замкнут на массу, обороты двигателя меньше 2100 об/мин, то экономайзер открывает электромагнитный клапан холостого хода.

Принцип работы экономайзера

Как только водитель нажмет на педаль газа, концевой выключатель разомкнется, но клапан все равно останется открытым. Закроется клапан только при условии, что нажата педаль газа и обороты двигателя станут больше 2100 об/мин. Клапан остается закрытым до тех пор, пока обороты двигателя не снизятся менее 1900 об/мин. Вот и весь принцип работы экономайзера Ваз 2109, но есть один момент, который необходимо знать: если машина идет накатом при включенной передаче и отпущенной педали газа, то электромагнитный клапан холостого хода не будет включаться, даже при оборотах меньше 1900 об/мин. Экономайзер отслеживает закрытое положение дроссельной заслонки и если при этом аномально высоки обороты двигателя (выше чем 800-1000 об/мин на холостом ходу), распознает движение автомобиля накатом. Экономия топлива от использования ЭПХХ составляет порядка 5% от расхода двигателя.
Как правило, если на автомобиле неисправен экономайзер возникают следующие проблемы:
— Двигатель глохнет на холостом ходу
— Двигатель глохнет при торможении накатом
— Детонация двигателя при выключении зажигания
Проверка правильности работы экономайзера производится следующим образом: контролируется включение электромагнитного клапана холостого хода на различных режимах работы двигателя. Контролировать включение можно либо с помощью вольтметра, либо на слух (при включении любо выключении клапана слышен щелчок).
1) Проверка базового режима работы экономайзера. Заводим двигатель и плавно повышаем обороты двигателя. При пересечении 2100 оборотов, должен произойти щелчок — отключение клапана. Повышаем обороты до 4000 об/минуту, электромагнитный клапан холостого хода должен оставаться закрытым. Затем плавно понижаем обороты, при снижении оборотов менее 1900 об/мин должен произойти щелчок — включение клапана.
2) Проверка режима торможения двигателем. Откидываем фишку с концевого выключателя положения дроссельной заслонки и садим её на массу, тем самым мы обманываем экономайзер, говоря ему, что педаль газа всегда отпущена. Заводим двигатель и поднимаем обороты более 4000 об/мин, затем постепенно снижаем их. При пересечении порога 1900 об/мин не должно происходить включение клапана. Концевой выключатель замкнутый на массу и обороты выше холостых активируют режим торможения двигателем экономайзера и он не должен включать электромагнитный клапан.
3) Проверка отсечки топлива при выключении зажигания. На прогретом до 90 градусов автомобиле выключаем зажигание. Двигатель должен сразу заглохнуть без дрожания и вибрирования. Дизелинг, детонация, калильное зажигание, вибрация при глушении — все это одно и тоже. И причина этого негативного явления — то, что электромагнитный клапан холостого хода не перекрывает топливный жиклер холостого хода и топливо продолжает поступать в горячий двигатель.
Неисправность как концевого, как электромагнитного клапана холостого хода, так и самого экономайзера чаще всего приводит к тому, что автомобиль либо постоянно, либо в каких-то ситуациях глохнет на холостом ходу. Система экономайзера принудительного холостого хода девятой модели Жигулей не очень надежная, зачастую владельцы авто выводят её из работы. Тем самым немного повышается расход топлива, но пропадают проблемы с экономайзером и электромагнитным клапаном. Чтобы вывести ЭПХХ из работы необходимо провод, идущий на электромагнитный клапан холостого хода подключить к контакту Б катушки зажигания.

Катушка зажигания Ваз 2109

Когда Вы включите зажигание, на катушку подастся напряжения, и это напряжение откроет электромагнитный клапан холостого хода. Клапан будет оставаться открытым да тех пор, пока не будет выключено зажигание.

Вывод из работы экономайзера Ваз 2109

Выключили зажигание, клапан закрылся, двигатель заглох.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: