Зачем колеса ставят под углом

Блог пользователя 777sergioo777 на DRIVE2. После любого вмешательство в ходовую часть автомобиля, когда было затронуто резьбовое соединение, необходимо обратиться в пункт сход-развал для восстановления заводских параметров ходовой части. Под параметром развал понимается определенный угол установки колес, напрямую влияющий на управление авто…

Зачем колеса ставят под углом

Отрицательный развал колес, что это и для чего он нужен?

После любого вмешательство в ходовую часть автомобиля, когда было затронуто резьбовое соединение, необходимо обратиться в пункт сход-развал для восстановления заводских параметров ходовой части.

Под параметром развал понимается определенный угол установки колес, напрямую влияющий на управление автомобиля, износ резины и безопасность движения. Конструкции автомобилей различны и поэтому различны и углы установки колес. Под углом развала принимается угол установки колес относительно дорожного полотна, если смотреть на автомобиль спереди.

Нулевому значению угла развала будет соответствовать воображаемая перпендикулярная линия, проходящая через цент колеса.

Положительный угол развала — верхний край колес направлен наружу

Отрицательное значение угла развала – верхний край колес направлен к центру автомобиля.

Наибольшая площадь контакта колеса с поверхностью дорожной части возможна при его перпендикулярном положение, то есть при нулевом угле развала. Было бы идеальным, чтобы шина на 100% использовала все пятно контакта при любых условиях движения. Однако на практике это возможно лишь при движении по прямой на ровной дороге. При прохождении поворота на колеса автомобиля начинают действовать силы старающиеся вывернуть колесо от его перпендикулярного положения или даже оторвать от дороги. Величина крена становится критичной и старается подломить профиль покрышки, сильно нагружая ее внешний край.

Для этих целей развал управляемых колес на обычных автомобилях делается изначально либо нулевым, либо с небольшим отрицательным значением (стойки МакФерсон) или же положительным, порядка от до 45’.

На спортивных автомобилях, при дрифте, а особенно на кольцевых гонках угол развала колес изначально выставляется отрицательным. Этим обеспечивается лучшее пятно контакта колес с дорожным покрытием. Средние значения угла развала для спортивных автомобилей составляют -0,5 … — 5,5 градуса.

Для кольцевых гонок этот показатель развала равен 2-3 градуса в минус впереди и порядка 1,5 градуса сзади. Передняя ось воспринимает большие нагрузки и потому у ней больший отрицательный угол развала. Автомобиль с таким развалом имеет лучшее сцепление с дорогой и более резок в управлении. При прохождении поворота наблюдается крен кузова, провоцирующий положительный развал, что ведет к уменьшению площади контакта колеса с дорогой.Отрицательный развал компенсирует действие крена, сохраняя максимально возможное сцепление, что позволяет стабильно проходит очередной вираж.

Проходя поворот, внутреннее колесо разгружается иногда даже с отрывом от поверхности дороги, что дает возможность опорному наружному колесу сильнее заводить машину внутрь поворота.

Это положительные качества установки отрицательного угла наклона колес, но есть и отрицательные и главное, это:

повышенный износ резины, а именно ее внутренней кромки.

Торможения и разгоны по прямой становятся нестабильными (шины проскальзывают), так как уменьшена площадь контакта колеса.

при колейности на дороге автомобиль начнет водить в стороны

любая неровность будет сказываться на курсовой устойчивости

Гонщики могут себе это позволить частую смену резины, добиваясь победы в соревнованиях, а вот водителю обычного автомобиля это вряд ли по карману и не совсем оправдано.

Если же владелец авто решил сделать себе отрицательный угол развала, как любитель экстремального вождения или для каких –либо иных целей, то на двухрычажной подвеске этот угол можно выставить путем регулировки развала на некоторый угол, а сзади отрицательный развал можно сделать путем установки специального комплекта проставок. За неимением вставок используют пластины или шайбы. Пластины или шайбы устанавливаются под нижние болты крепления полуоси с наружной стороны барабана.

На стойках МакФерсон на управляемой оси угол желательно более отрицательный, как склонной к кренам. В подвеске МакФерсон для этих целей применяют установку верхних опорных элементов, где можно менять угол крепления штока амортизатора (в народе camber plates), где точка крепления может передвигаться и фиксироваться в пределах своего паза.

Хорошие результаты для отрицательного развала дают регулируемые рычаги, позволяющие по заверениям производителей добиваться развала – 4 градуса.

Отрицательный развал колёс машины — все плюсы и минусы эксперимента

С показателем развала колёс мы обязательно вынуждены сталкиваться всякий раз, когда происходит вмешательство в ходовую часть транспортного средства. Специальное оборудование, которое есть на шиномонтаже, поможет выставить правильные настройки ходовой и колёс.

Понятие развала колес и его влияние на ходовые качества

Каждый водитель слышал о том, что развал может быть как отрицательным, так и положительным. Сегодня мы попробуем разобраться, что такое отрицательный угол развала и в каких случаях он возникает. Начнём с того, что это специальный угол, под которым выставлены колёса, и он напрямую влияет на безопасность и управление машиной, а также на степень износа резины. Поэтому этот угол можно распознать, глядя на автомобиль спереди и относительно дорожного полотна.

Если провести условную линию через центр колеса сверху вниз и строго перпендикулярно, то это будет нулевое значение. При положительном развале верхняя часть колёс направлена наружу, а отрицательный развал колёс — это когда они смотрят внутрь или по направлению к центру автомобиля.

Для чего полезен минусовый угол наклона покрышек

Несложно понять, что максимальная площадь контакта поверхности покрышки и дорожного полотна возникает при нулевом развале. В этом случае она изнашивается равномерно по всей поверхности, однако на практике такое возникает редко. Как только автомобиль входит в поворот, на него уже воздействуют центробежные силы, которые пытаются отклонить его с курса, причём это касается как передних колёс, так и задних. Чем большей будет величина крена, тем сильнее нагрузка на покрышку.

Чтобы достичь хорошей управляемости автомобильных колёс, производители устанавливают их с нулевым или небольшим отрицательным значением развала. Наиболее заметно это становится на спортивных и гоночных авто — это облегчает возможности дрифта и контакт с трассой. Например, для машины с отрицательным развалом с кольцевых гонок на передних колесах он может достигать 2-3 градусов, а на задних — до 1,5.

Связано это с тем, что на переднюю ось приходятся более значительные нагрузки. При слегка отрицательном угле улучшается сцепление с полотном, а само авто становится более резким с точки зрения управляемости. При вхождении в поворот возникает положительный угол крена, который компенсируется отрицательным развалом. Благодаря этому водители способны стабильно проходить даже сложные и крутые виражи.

Теперь становится ясно, зачем нужен отрицательный угол установки колёс, однако во всех ли случаях это будет преимуществом? Эксперты говорят о том, что существуют и определённые недостатки у такого способа, а именно:

  • внутренняя кромка резины начинает быстрее изнашиваться;
  • может нарушаться стабильность тормозного пути при экстренном торможении;
  • качество дорожного покрытия может приводить к потере курсовой устойчивости транспортного средства.

Решения для различных типов подвески

Конечно, на профессиональных выступлениях об износе резины никто не задумывается, но для рядового автолюбителя это может стать ключевым фактором. Однако среди наших соотечественников немало и таких, которые любят экстремальное вождение. Для передней двухрычажной подвески они меняют угол развала, а для задних колёс отрицательный наклон делают установкой специальных проставок. В качестве альтернативы можно воспользоваться шайбами или пластинами — их монтируют с наружных сторон барабана.

Читайте также  Лада xray размер колес

Более склонной к созданию кренов на поворотах является подвеска McFerson. На ней можно делать даже более отрицательный угол по сравнению с другими решениями. Например, ставят верхние опорные элементы, предусматривающие возможность изменения угла крепления штока. Таким образом, точку крепления удаётся перемещать. Производители выпускают также специальные рычаги с возможностью регулировки угла до 4 градусов.

В ходе эксплуатации любого автотранспорта качества его ходовой части постепенно ухудшаются. Во многих случаях приходится иметь дело с неправильно выставленным углом развала и схождения. Постепенно это приводит к снижению управляемости машины на дороге, более затруднительному прохождению поворотов и т. п. В таких случаях может помочь отрицательный угол развала.

Сегодня становится модным разваливать колёса «в минус» не только на спортивных соревнованиях. Появилась целая городская культура среди автолюбителей, которая получила название Stance. Примером может стать любое авто с заниженной посадкой и широкими колёсными дисками. Такие диски могут и не помещаться в арках, а потому для них и потребуется минусовый развал. Спортивных качеств от этого особо не прибавляется, скорее это будет просто данью моде.

Как выполнить отрицательный развал своими руками

Прежде, чем заниматься подобным экспериментом, лучше проконсультироваться, как это сделать и подойдёт ли это вашему автомобилю. Многие водители не задумываются, для чего нужен минусовый развал, не обладая при этом спортивными амбициями. В переднюю подвеску для увеличения устойчивости можно поставить стабилизатор. Есть ещё понятие вертикальной устойчивости — тут на помощь придут более жёсткие пружины. Саму заднюю подвеску можно занизить, чтобы уменьшить риск заноса при прохождении поворотов на скоростях. Чтобы добиться отрицательного развала, понадобятся регулировочные пластины, угол которых может быть разным.

Для того чтобы выполнить развал, нужно придерживаться такого несложного алгоритма:

  1. Автомобиль сначала устанавливают на ровной поверхности.
  2. Кузов приподнимается при помощи домкрата для снятия колеса.
  3. Поочерёдно демонтируется тормозной барабан с колодками и ступицами.
  4. Ставится развальная регулировочная пластинка.
  5. Все элементы устанавливаются на прежние места.
  6. Можно переходить к следующему колесу.

Как мы видим, сделать самостоятельно отрицательный угол развала колёс вовсе несложно. Чтобы не беспокоиться самому, можно посетить любой профессиональный шиномонтаж, имеющий соответствующее оборудование. Оно представляет собой программный стенд для развала и схождения, в который уже заданы углы регулировки колёс большинства марок автомобилей. На колёса будут установлены датчики, которые определят текущие показатели углов наклона.

При этом некоторые эксперты утверждают, что маленький отрицательный угол не приведёт к неравномерному износу автомобильных покрышек. Зато это позволит улучшить показатели управляемости транспортным средством на любых типах дорожного полотна. Таким образом, подобный тюнинг можно применять не только в спортивных, но и в эстетических целях. Небольшие изменения водитель сможет заметить буквально сразу.

Что такое развал задних колёс в отрицательную часть плоскости и зачем его делать?

В течение эксплуатации автомобиля преимущества ходовой части угасают. Но происходит это не только со временем, а и с неправильным ремонтом ходовой. Если во время такого ремонта было задето соединение резьбового типа, то сход-развал сразу же изменится. Ощутить вы это сможете, как только начнёте движение. Автомобиль может начать тянуть в сторону, входить в повороты станет труднее и проблематичнее, другими словами, управляемость транспортного средства снизится. Делать отрицательный развал задних колёс нужно как раз для того, чтобы повысить показатель управляемости машиной. Сцепление с дорожным полотном станет лучше, да и входить в повороты станет легче.

Общая информация

Прежде чем рассматривать преимущества и недостатки отрицательного развала, давайте разберёмся, что такое сход-развал, и какой он бывает. Так сказать, проведём небольшой ликбез для начинающих водителей.

Развал — под этим понятием имеется в виду расположение колёс автомобиля под определённым углом к плоскости, т. е. к дорожному полотну. Сход-развал оказывает непосредственное влияние на управляемость автомобилем, безопасность езды и скорость износа резины. На просторах страны вы можете увидеть автомобили разных марок и моделей, а, значит, конструкции их отличается. Поэтому для каждой модели авто предусмотрен свой оптимальный угол развала.

Значение развала может быть таким:

  • Нулевым.
  • Положительным.
  • Отрицательным.

Нулевой развал колесо имеет тогда, когда оно расположено строго перпендикулярно дорожному полотну. Если же верхняя часть колеса направлена к кузову, тогда это отрицательный сход-развал. Ну а если верхняя часть колеса направлена от кузова, тогда он называется положительным.

Обратите внимание, что в процессе эксплуатации авто сход-развал находится под постоянным напряжением, а поэтому со временем его показания изменяются. Причём значения развала на передних колёсах и задних будут не совпадать, поэтому периодически заезжайте на СТО, делайте развал сразу на двух мостах.

Если сход-развал автомобиля имеет оптимальное значение, тогда машина становится манёвреннее и устойчивее на дороге. Будьте внимательны, изменение развала на 2 градуса может серьёзно повлиять на устойчивость автомобиля и на длительность службы покрышки.

Отрицательный развал

Во время прочтения статьи вы заинтересовались, зачем отрицательный развал делать на колёсах автомобиля? Именно минусовой развал улучшает качество управление авто и, главное, позволяет легко заходить в повороты даже на высокой скорости, а также даёт возможность избегать заноса автомобиля и опрокидывания. А это значит, что чаще всего отрицательный развал делают на автомобилях спортивных моделей.

Если рассмотреть такой вид автоспорта как дрифт, то здесь использование минусового значения наиболее актуально. Это позволяет автомобилю буквально вцепиться в дорожное полотно. Для дрифта значение отрицательного схода-развала может быть в пределах от -0,5 до -5,5 градусов. Также оптимальным считается минусовой показатель при кольцевых гонках. Причём на передней оси значение обязательно должно быть больше, чем на задней. Это обеспечивает отличное сцепление с дорогой и резкое управление.

Давайте рассмотрим, почему это так важно. При проходе поворотов на большой скорости кузов начинает крениться (во время поворота). Именно в момент крена колесо испытывает на себе огромное воздействие и может уйти в положительный развал, а с этим и теряется сцепление с асфальтом. Если развал отрицательный градуса в -2,0 или в -2,5, тогда крен не так сильно влияет на колесо, другими словами, его воздействие компенсируется. А, значит, автомобиль легко и уверенно войдёт даже в крутой поворот на высокой скорости.

Негативные воздействия отрицательного развала

До сих пор мы говорили об отрицательном значении сход-развала как о преимуществе, но и здесь есть свои недостатки.

  • Внутренняя кромка покрышки подвергается повышенному износу.
  • Резкий разгон или торможение будут не такими эффективными, ведь площадь соприкосновения колеса с асфальтом уменьшена.
  • Если вы движетесь по плохой дороге, то автомобиль может уводить в сторону.

Наверное, самое неприятно здесь — это быстрый износ резины. Происходит это в том случае, если колесо стоит под углом больше чем -1 градус. И чем больше угол — тем быстрее покрышка будет приходить в негодность. В случае с гонщиками, они позволяют себе частую замену покрышек, ведь от этого зависит их победа. А вот для обычного водителя эти расходы будут серьёзно бить по карману. Поэтому если вы захотели поставить себе колёса под углом в -4 градуса, задумайтесь, какие цели вы преследуете и готовы ли вы довольно часто менять резину.

Читайте также  Части машины названия и картинки

Как сделать отрицательный развал?

Давайте теперь копнём немного глубже и узнаем, как сделать отрицательный развал своими руками. Прежде чем заняться непосредственной регулировкой, нужно узнать, пойдёт ли вашей модели авто такой развал и будет ли в пределах нормы поперечная и вертикальная устойчивость.

Последние два показателя можно искусственно увеличить. Для повышения поперечной устойчивости необходимо вмонтировать в переднюю подвеску специальный стабилизатор, а вот для вертикальной — проведите замену амортизационных пружин на новые, которые будут более жёсткими. А для того чтобы исключить возможность заноса при повороте на скорости, уменьшите количество витков в пружинах задней подвески. Тогда авто во время поворота будет прижиматься на внешнюю сторону колеса, а, значит, заднюю ось не будет сносить.

Теперь перейдём к самому процессу регулировки. Для этого вам обязательно понадобятся специальные пластины, которые можно приобрести в любом автомагазине. Обязательно учитывайте, какой угол вы хотите при покупке пластины, потому что они бывают разные. Алгоритм действий практически для всех марок и моделей автомобилей идентичный.

Авто необходимо установить на твёрдой и ровной поверхности, после чего поднять на домкрат и демонтировать колесо. После этого снимается и тормозной барабан вместе с колодками, и даже ступица. Теперь можно надевать развальную пластинку и собирать демонтированные элементы обратно в противоположном порядке (ступица-барабан с колодками-колесо). Такие же манипуляции нужно проделать со вторым колесом, после чего работа будет завершена.

Работа на самом деле очень лёгкая, но, если у вас нет необходимого оборудования и желания, обратитесь в сервисный центр, там оказывают такую услугу. При качественно выполненном отрицательном развале задних колёс вы сразу же заметите, что автомобиль при повороте стал гораздо устойчивее.

Вывод

Мы рассмотрели, что такое отрицательный развал колёс, зачем он нужен и как его самостоятельно сделать. В процессе регулировки ничего сложного нет, поэтому можете смело приступать, даже если не имеете навыков автомеханика.

Что надо знать об углах установки колес автомобиля (на что влияют и как регулируются)

На первый взгляд, колёса автомобиля установлены относительно кузова и дороги вполне ортодоксально – ось вращения параллельна дороге, а плоскость перпендикулярна. И при повороте управляемых колёс или рабочем ходе подвески ничего не изменяется. На самом деле это не так, установка колёс во всех трёх измерениях достаточно сложна, преследуются разные цели и вырабатывается компромисс.

Почему колеса в автомобиле стоят под углом?

Принудительное отклонение углов установки от идеальных имеет несколько аспектов, друг с другом не связанных, поэтому инженеры выбирают их точное значение в зависимости от приоритетов, заданных разработкой конкретного автомобиля.

Возможно даже, что кому-то потребуются нулевые углы, хотя на практике такое может возникнуть только случайно.

Вот некоторые из влияющих факторов:

  • исторические, возникшие, когда дороги были скорее с закруглённой в профиле проезжей частью, чем плоскими, к тому же очень грязными и скользкими;
  • требующие особых характеристик управляемости на спортивных, гоночных и просто быстрых автомобилях;
  • потребность в обеспечении стабильности движения, не отвлекающей водителя на непрерывное подруливание;
  • фактор проходимости, не всегда под колёсами ровный асфальт;
  • особенности подвески, обеспечение комфорта требует от неё наличия эластичных связей;
  • минимизация расхода материала протектора шин;
  • экономия топлива за счёт сокращения потерь на качение.

Все эти задачи можно решить простой, но точной настройкой углов установки колёс. Несколько усложняет задачу их большое количество и не всегда интуитивно понятные связи между ними.

Виды углов установки колес

Все углы можно разделить на продольные, поперечные и траекторные, в соответствии с тремя плоскостями, определяющими положение колёс в пространстве.

Развал колес

Самая древняя настройка. Появилась ещё во времена конных повозок, когда дороги имели скаты для отвода воды с обеих сторон, то есть имели круглый поперечный профиль, к тому же грязь, летящую с колёс, удобнее было отбрасывать чуть в сторону, а не прямо вверх и затем на пассажиров.

Так возникло понятие развала. Это угол между плоскостью вращения колеса и вертикальной осью автомобиля. Он почти всегда был положительным, то есть колёса наклонялись верхней частью наружу автомобиля. Пятно контакта шины с дорогой увеличивалось и протектор изнашивался равномерней.

Но дороги всё чаще стали иметь плоский профиль поверхности, и угол развала стали уменьшать. Этому способствовало увеличение жёсткости подвесок и уменьшение люфтов в ступичных подшипниках. Развал всё меньше зависел от мгновенной нагрузки на колесо, и его не надо было делать с запасом.

В современных машинах он стал почти нулевым, на скоростных автомобилях даже отрицательным, ведь в поворотах развал увеличивается из-за ограниченной боковой жёсткости крепления колеса и самой шины, поэтому для сохранения эффективности работы пятна контакта плоскость лучше завалить во внутрь.

Схождение колес

Схождением называется угол между продольной осью машины и плоскостью колеса. Поскольку управляемые колёса связаны между собой через рулевые тяги, то при прямолинейном движении они ориентируются так, что схождение левого и правого становится одинаковым.

У задних колёс тоже может быть ненулевое схождение, но там эти углы регулируются независимо, а для совпадения оси машины с траекторией их искусственно стараются сделать равными.

Сход колёс сильно влияет на стабильность и управляемость. При движении на них действуют силы, стремящиеся развернуть плоскости наружу. Поскольку подвеска и шины имеют ограниченную жёсткость, то так и происходит. Для компенсации колёса сводят вовнутрь. Это ликвидирует опасность возникновения колебательных процессов и уменьшает износ шин.

Одновременно снижается острота управления, поэтому в спорте схождение делают нулевым или даже отрицательным, а для сохранения баланса управляемости регулируют обе оси.

Поперечный угол наклона оси

Ось поворота управляемых колёс называют иногда линией шкворня. Шкворней в подвесках давно нет, их функции выполняют разнесённые шарниры, но понятие осталось в виртуальном виде.

Наклонить воображаемый шкворень можно в продольном или поперечном направлении. Во втором случае угол между осью поворота и вертикалью будет влиять на самовозврат колёс при работе рулём, то есть способствовать стабильности сохранения траектории. Он же определит и плечо обкатки, о чём будет сказано ниже.

Продольный угол наклона оси

Его ещё называют кастором или кастером. По важности он третий после развала и схождения, поэтому часто в машинах предусмотрена его регулировка.

Продольный наклон шкворня перемещает проекцию оси поворота вперёд или назад относительно центра пятна контакта шины. Если он положительный, то есть колесо сильно смещено вперёд, машина стабильна, но хуже управляется и наоборот. При этом характеристики поведения автомобиля довольно сильно зависит от сочетания кастора со схождением.

Чтобы упростить задачу подбора оптимального соотношения, регулировки надо начинать именно с него. Если его изменение вообще предусмотрено. Обычно в простых бюджетных машинах кастор не регулируется, чтобы не создавать лишних проблем обычному водителю, не очень интересующемуся нюансами управляемости.

Плечо обкатки

С понятиями углов установки определённым образом связано плечо обкатки или обката управляемых колёс. Это расстояние на поперечной оси между центром пятна контакта и проекцией оси поворота (виртуального шкворня) на поверхность дороги. Оно также может быть положительным или отрицательным.

Читайте также  Сравнение шипованных и нешипованных зимних шин 2018

Знак плеча обкатки сильно влияет на стабильность при торможении. Особенно если контуры резервирования тормозной системы разнесены по диагонали, то есть при отказе одного из контуров замедляются только переднее левое, заднее правое или наоборот.

Если плечо отрицательное, то колесо стремится повернуться в ту сторону, которая препятствует развороту машины из-за несимметричного характера тормозного усилия. При положительном плече машину скорее всего развернёт, а то и опрокинет.

Поскольку плечо обкатки зависит не столько от поперечного угла наклона шкворня, сколько от размеров колёс, то не стоит пытаться установить на машину широкие диски с нештатным вылетом. Это мало что даст для управления, зато уничтожит заложенную заводом стабильность при торможении.

Когда надо регулировать развал-схождение колес

Регулировки углов заложены регламентом, а также должны контролироваться или изменяться при любом вмешательстве в подвеску.

Существует ряд ремонтных работ, которые не изменяют геометрию установки, но поскольку технологию трудно проконтролировать, то принято ставить автомобиль на регулировочный стенд после каждого ремонта.

Цена вопроса достаточно велика, это и безопасность, и быстрый неравномерный износ резины.

Стенды для регулировки

В принципе, опытный мастер способен отрегулировать углы с помощью ровной площадки, специальной линейки и некоторых других простейших приспособлений. Но более предсказуемый результат даст использование специализированного «развального» стенда, которые давно перестали быть редким экзотическим оборудованием.

Динамические

С их помощью можно быстро оценить состояние подвесок и ввести необходимые изменения. Колёса раскручиваются, измеряются и анализируются возникающие при этом силы на опорную поверхность, после чего компьютер рассчитывает и выдаёт необходимую информацию к недостаткам можно отнести невысокую точность результатов.

Статические

Таких стендов большинство, они имеют различную конструкцию. Общим является размещение датчиков на колёсах, информация от которых поступает в стенд, и рассчитываются нужные углы. Стенды имеют высокую точность и могут одновременно регулировать все четыре колеса.

Оборудование снабжается базой данных по большом количеству моделей автомобилей и инструкциями по регулировке.

Почему после стенда машину все равно ведет в сторону?

Возможны разные причины:

  • плохое техническое состояние автомобиля, особенно подвесок, большие люфты и нештатная жёсткость не позволяют обеспечить стабильность углов;
  • после некачественно проведённого кузовного ремонта нарушена геометрия силовой структуры автомобиля;
  • на машине установлены шины с повреждённым каркасом, что может быть и незаметно визуально;
  • из-за неравномерного износа протектора шин после езды с неправильными углами колёса обрели так называемую силовую неоднородность, что приводит к уводу шины даже при прямолинейном движении.

Все эти случаи потребуют обращения к специалисту по диагностике кузова и ходовой части, кроме двух последних, которые можно проверить простой перестановкой колёс между осями.

Что такое «Развал» и какой он бывает

Передние колеса автомобиля устанавливаются так, что их верхние части наклонены наружу или вовнутрь (это можно отчетливо видеть, если смотреть на колеса спереди). Это называется «развалом” и измеряется в градусах наклона от вертикали. Когда вершина колеса наклонена наружу, это называется «положительным развалом». И наоборот, наклон вовнутрь называется «отрицательным развалом”.

НАЗНАЧЕНИЕ РАЗВАЛА

На автомобилях ранних выпусков колеса имели положительный развал для увеличения долговечности передней оси и для обеспечения контакта шины с поверхностью дороги под прямым углом, чтобы исключить неравномерный износ шин на дорогах, где середина дороги расположена выше, чем края.

На современных автомобилях подвеска и оси прочнее, чем на прежних и поверхность дороги более ровная, поэтому нет необходимости в положительном развале. Как результат, шины устанавливаются ближе к нулевому развалу (а некоторые автомобили имеют нулевой развал). Некоторые модели автомобилей имеют даже отрицательный развал для улучшения характеристик движения на поворотах.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ РАЗВАЛ

Назначениями положительного развала являются:

1. Уменьшение вертикальной нагрузки

Если бы развал был нулевым, нагрузка на цапфу прилагалась бы в точке пересечения оси шины и цапфы, что обозначено F’ на рисунке ниже. Это способствовало бы изгибу цапфы колеса или поворотного кулака. Придавая колесу положительный развал, добиваются такого приложения нагрузки F, показанной на рисунке, к внутренней стороне цапфы, которое уменьшает усилие, действующее на цапфу и поворотный кулак.

2. Предотвращение соскальзывания колеса с цапфы

Реактивная сила F, которая по величине равна нагрузке на автомобиль, прилагается к колесу перпендикулярно дороге. F раскладывается на силу F,, перпендикулярную оси цапфы, и силу F2, параллельную оси цапфы. F2 воздействует на колесо в направлении вовнутрь, помогая предотвратить соскальзывание колеса с цапфы. Внутренний подшипник колеса имеет больший диаметр, чем наружный для восприятия этой нагрузки.

3. Исключение нежелательного отрицательного развала, вызываемого нагрузкой

Когда к автомобилю приложена нагрузка, вершины колес стремятся наклониться вовнутрь из-за деформации элементов подвески и втулок. Положительный развал также помогает предотвратить это явление.

4. Снижение усилия поворота

Это подробно рассмотрено в разделе о поперечном наклоне оси поворота

НУЛЕВОЙ РАЗВАЛ

Главной причиной применения нулевого развала является то, что он предотвращает неравномерный износ шин.

Если колеса имеют положительный развал, внешняя сторона шин движется по меньшему радиусу, чем внутренняя. Однако, поскольку скорость вращения шин одинакова с внешней и внутренней сторон, внешняя сторона шины должна проскальзывать по поверхности дороги, чтобы «сравняться» с внутренней стороной. Это вызывает ускоренный износ внешней стороны шины. В случае отрицательного развала имеет место противоположное явление, когда быстрее изнашивается внутренняя сторона шины.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ РАЗВАЛ

Когда к шине, имеющей развал, приложена вертикальная нагрузка, шина будет стремиться сдвинуться вниз. Однако, поскольку она упирается в поверхность дороги, протектор будет деформироваться, как показано на рисунке ниже. В то же время, упругость шины препятствует этой деформации и, следовательно, действует на поверхность дороги в направлении (А). В результате реакции в направлении А шина кренится в направлении В. Сила, действующая в направлении (В), называется «осевым усилием, зависящим от развала”. Осевое усилие, зависящее от развала, возрастает с увеличением наклона шины относительно поверхности дороги (развал относительно дороги), а также с увеличением нагрузки.

При повороте автомобиля осевое усилие на внешних шинах, зависящее от развала, действует так, чтобы уменьшить усилие поворота, обусловленное увеличением положительного развала. Центробежная сила, взаимодействуя с пружинами подвески, наклоняет поворачивающий автомобиль, изменяя при этом развал. На некоторых моделях автомобилей используются преимущества этого эффекта и вводится незначительный отрицательный развал при прямолинейном движении с тем, чтобы уменьшить положительный развал при повороте, снижая осевое усилие, зависящее от развала, и обеспечивая достаточное усилие поворота.

Александр Молоков/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с отечественным и зарубежным автопромом. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Александр Молоков.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Volog-damaz.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: