Надо ли балансировать колеса каждый год
Что такое балансировка колес и зачем она нужна
Стандартная процедура, которой должен заканчиваться каждый шиномонтаж. Балансировку при смене колес на дисках нужно делать каждый раз. Это помогает избавиться от проблем в эксплуатации авто и продлить срок службы самих покрышек и элементов подвески.
Суть требования раскрывается в деталях. Шины, диски легковых и грузовых автомобилей изначально не имеют идеального баланса.
При сборке колеса и его последующем использовании одна часть может быть более тяжелой, что во время движения создает биение или вибрацию. Такая неравномерность равносильна удару кувалдой по подвеске при каждом обороте колеса. Подобное действие быстро выводит из строя ходовую часть и снижает комфорт использования машины.
Когда делать балансировку колес и развал-схождение
В общих случаях делать развал-схождение и балансировку колес необходимо каждые 7000-8000 км пробега. Это аргументируется обычной заботой об автомобиле и безопасности передвижения. Также причинами поездки на СТО могут стать рабочие моменты.
- смена покрышек автомобиля;
- агрессивная езда с пробуксовкой;
- попадание в глубокую яму на большой скорости;
- монтаж новых дисков.
- плановая диагностика;
- серьезные удары по подвеске;
- ремонт ходовой части;
- визуальное повреждение покрышек (износ с одной стороны).
Все указанные пункты дают понять, что пора отправиться к мастерам для обслуживания. Также определить стоит ли ехать на развал-сход или балансировку поможет сама машина. При обнаружении вибрации руля, неравномерного или монотонного шума от ходовой части, нужно немедленно показать колеса мастеру.
Дополнительно нарушить калибровки покрышек может сбитый развал. Если колеса стоят под углом, одна часть резины изнашивается сильнее, что неизменно приводит к нарушению развесовки.
Как часто нужно проводить балансировку колес
Опытные специалисты рекомендуют выполнять процедуру балансировки не менее чем 1 раз в год. Этот промежуток актуален при «лабораторных» условиях эксплуатации машины, когда имеется идеально ровный асфальт, плавный разгон и торможение. Также отсутствуют, какие-либо резкие нагрузки или повреждения шин.
В российских условиях, профилактику нужно делать минимум 2-3 раза в год. Постоянные нагрузки на колеса, обилие ухабов на дорогах приводят к тому, что можно вообще потерять грузик.
Нужно ли делать балансировку при смене колес на дисках
При замене покрышек на литых или штампованных дисках балансировка делается обязательно. Это обосновано нарушенной развесовкой самой покрышки и диска. Выходя с конвейера, изделия имеют погрешности, способные нарушить идеальную симметрию оси вращения. Последствием эффекта является быстрый износ ходовой части и наличие вибрации на кузове или рулевом колесе.
Если не делается перебортовка покрышки, процедура не обязательна, но рекомендована. При эксплуатации грузики могут сбиться, также не отметается вероятность проворота самой покрышки.
Таким образом, обслуживать шины необходимо при каждой манипуляции с колесами.
Обязательно ли делать балансировку колес каждый сезон
При установке сменного комплекта покрышек или колес в сборе после хранения проводить повторную балансировку критически необходимо. Особенно, требование актуально при смене шин на одном комплекте дисков. Каждый скат имеет собственную развесовку. К примеру, зимняя шипованная модель будет существенно отличаться от летней версии. Если ее поставить вместо старой шины – грузики будут стоять в неправильных местах, что вызовет сильную тряску или вибрацию.
Таким образом, ежегодная переброска с зимы на лето и наоборот, сопровождается обязательной поставкой колес на специальный станок.
Нужна ли балансировка новых шин
Каждая покрышка, выходя с завода имеет огрехи баланса. При этом модели от проверенных брендов могут иметь большую погрешность, чем варианты бюджетного типа. При постановке такой покрышки на обод колеса, непропорциональность передается на изделие в сборе, что гарантирует биение на подвеске или вибрацию рулевого механизма.
Опытные автомобилисты при покупке нового комплекта резины в обязательном порядке делают балансировку всех колес. При этом старые грузики или метки полностью удаляются с ободьев.
Есть ли смысл делать балансировку задних колес
Правильная развесовка скатов или дисков – это обязательное условие для адекватной работы подвески. Неправильно сбалансированные колеса сильно вредят автомобилю, независимо от оси расположения.
Как сделать балансировку колес своими руками
Некоторые пользователи не знают, что можно самостоятельно балансировать колеса в домашних условиях. Процедура может применяться на обычных штамповках и литье без изменений.
Автомобилисты применяют два способа.
Без снятия колеса.
Суть процесса в том, чтобы смонтировать грузики в нужных местах. Последовательность делается так.
- Вывесить нужное колесо при помощи домкрата.
- Полностью очистить его от посторонних камешков, грязи.
- Подготовить грузы весом от 10 до 50 граммов.
- Прокрутить против хода машины диск и после его остановки пометить самую верхнюю точку.
- Повторить процедуру еще раз и нанести вторую метку. Середина промежутка между рисками будет самой легкой частью.
- Далее на диск нужно установить грузы. Цель – добиться того, чтобы самая легкая сторона оказалась внизу.
- После этого выбирается статический баланс. Установленные грузики раздвигают на 2-3 см от центра и прокручивают колесо по ходу движения.
- После остановки, требуется крутнуть покрышку еще раз. При необходимости грузы раздвигаются еще. Цель – добиться того, чтобы каждый раз диск останавливался в разном положении.
Со снятием колеса из машины.
Правильно сбалансировать колеса можно так.
- Закрепить конус строго по центру ступицы.
- Обратной стороной инструмента, установить его на пенек или кирпич в вертикальном положении (при этом колесо будет находиться горизонтально).
- На часть обода, оказавшуюся выше остальных положить грузик.
- Рукой незначительно качнуть покрышку и дождаться ее остановки.
- При необходимости добавить грузы еще.
От автомобилиста требуется добиться строго горизонтального расположения колеса.
Как сделать балансировку в домашних условиях можно посмотреть на видео.
Также для балансировки колес можно использовать специальные гранулы. Изделия высыпаются внутрь покрышки и самостоятельно распределяются по полости. Срок эксплуатации изделия равен времени работы самой шины. Однако на территории РФ и стран СНГ метод не прижился. Сказывается высокая цена.
В обязательном порядке учитывается, что для легкового автомобиля максимальный вес грузов на одно колесо с новой покрышкой не должен превышать 60 граммов. В противном случае – это является серьезным поводом для возврата изделия в магазин, так как подобное нарушает ГОСТ.
Нужно ли мыть колеса перед балансировкой
Перед непосредственной калибровкой колес в обязательном порядке требуется их тщательно отмыть. Когда диск попадает на станок, он должен быть идеально чистым. Мелкие камушки, застрявшие в протекторе, грязь влияют на правильность показаний прибора. Правило актуально для всех типоразмеров колес, независимо будь то Газель или Порше – 100% надо мыть.
Как делают балансировку в автосервисе
Большинство современных СТО делают балансировку на станке Сивик или его аналогах. Последовательность правильной калибровки будет идентична для всех мастерских.
- Предварительно все детали тщательно отмываются, убираются камешки, застрявшие между шипами.
- Во время шиномонтажа внутренняя часть замка диска обрабатывается специальной пастой. Мазь помогает загерметизировать место стыка покрышки с металлом и облегчает заход резины на правильное расположение в замке обода.
- После бортировки мастер накачивает шину и проверяет насколько хорошо она села на свое место.
- Если все в порядке, готовое колесо монтируется на станок, где выводится баланс.
- Далее крепятся грузики и колеса ставятся на машину.
Отзывы
Мнение автомобилистов о процедуре.
Делаю балансировку два раза в сезон и каждый раз, когда менял резину. Некоторые кричат, что не надо так частить и потом колдуют над подвеской.
Дома стоит самодельный станок еще с совковских времен. Балансирую себе и соседям по гаражу, точность нормальная, никто не жаловался.
Специализация: Закончил государственный автомобильный университет, проработал 20 лет на ГАЗ-56, сейчас езжу на жигулях.
Балансировка: как делать правильно и что будет, если колеса вообще не балансировать
Современный автовладелец особо не вдается в процесс балансировки колес. Он воспринимает его как некую обязательную процедуру при сезонной переобувке и даже не догадывается, насколько важно ее качество.
В действительности последствия дисбаланса вращающегося тела можно увидеть и дома. Попробуйте бросить в стиральную машинку кроссовки и запустить ее на отжим. Появившийся в барабане дисбаланс вызовет его биение, а с увеличением скорости стиралка будет грохотать и сотрясаться. Нечто похожее происходит и с автомобилем, колеса которого неотбалансированы.
Подвеска и ступичные подшипники, элементы рулевого управления даже при дисбалансе в 10-15 г получают тысячи ударов в минуту с амплитудой 0,1-0,3 мм. Они могут быть неощутимы для водителя, но действуют как перфоратор на бетон. Неумолимо разрушающе. Кроме того, нарушенный баланс увеличивает износ шин и делает его неравномерным.
Если учесть, что на каждом из колес дисбаланс будет разный, то при движении на высоких скоростях автомобиль становится менее устойчивым. Управлять им тяжелее, а на скользкой или мокрой дороге ситуация может и вовсе выйти из-под контроля.
Итак, дисбаланс появляется при несовпадении центра масс колеса с осью вращения. Казалось бы, на абсолютно новых шинах или дисках такого быть не может, ведь они сделаны с соблюдением всех технологических требований.
Да, это так, но в любом случае в процессе производства шина не выходит идеальной. Какая-то ее часть может быть чуть толще и тяжелее, какая-то – тоньше и легче. Речь идет о миллиметрах и граммах, которые просто так не определить. После монтажа на диск, который также неидеален в силу тех же технологических причин, получается единая конструкция, имеющая общий центр масс. Именно поэтому колесо балансируется в сборе.
Если бы оно представляло собой условный тонкий диск, то балансировка была бы только статической. В этом случае достаточно уравновесить противоположные центры масс: минимальный и максимальный. Но автомобильное колесо широкое, и потому ему требуется динамическая балансировка, по внешней и по внутренней стороне.
Делается это при помощи специальных свинцовых или цинковых балансировочных грузов массой 5-60 г. На штампованных дисках они крепятся стальными клипсами-защелками, на легкосплавных – самоклеющимися полосками. Устранить дисбаланс самостоятельно невозможно. Для этого применяются специальные балансировочные станки.
По конструкции они разные – от самых простых до тех, что снабжены лазерными датчиками. Последние позволяют определить не только дисбаланс, но и кривизну диска или нарушение его геометрии. В этом случае владельцу предложат отремонтировать диск или могут отказать в балансировке в силу ее невозможности.
Но даже наличие в шиномонтаже такого станка не даст никакой гарантии того, что колеса вашего автомобиля будут отбалансированы правильно. Во-первых, станок должен быть закреплен на прочном, лучше бетонном основании и стоять строго горизонтально.
Во-вторых, в его электронный блок нужно ввести корректные данные по типоразмеру шины и диска, а сам станок не должен иметь износа во вращающихся элементах и быть откалиброван. Наконец, мастер должен иметь соответствующую квалификацию и опыт – как показывает практика, 90% успеха зависит именно от этого фактора.
Например, если колесо требует значительного количества грузов, он должен знать, что поворот шины относительно диска может снизить дисбаланс, и грузов потребуется меньше. Правда, этому правилу следуют далеко не все, и вот почему.
Изменение положения шины относительно диска с целью уменьшить массу требуемых для балансировки грузиков далеко не всегда приводит к желаемому результату (результат заранее неизвестен!).
При этом значительно увеличиваются трудозатраты на балансировку и, как следствие, ее стоимость. В то же время очень большое количество грузов на колесе может говорить о низкой квалификации работника. С другой стороны, автопроизводители не указывают максимальную массу используемых при балансировке грузиков.
При прочих равных условиях, масса грузиков, требующаяся для компенсации дисбаланса, будет минимальной, если они устанавливаются на максимальном расстоянии от центра масс системы «диск-шина», т. е. на бортовых закраинах.
Установка же грузиков ближе к центру масс системы «диск-шина» (например, чтобы не портить внешний вид диска, клеящийся грузик размещают на внутренней поверхности обода) неизбежно приведет к необходимости увеличить их массу.
Также мастер должен очистить шину от мельчайших камней в протекторе, а диск – от налипшей грязи. В случае его деформации обязательно проинформировать владельца.
Один из важнейших моментов – крепление колеса на станке. В большинстве случаев оно крепится через центральное отверстие диска. С задней стороны колесо садится на конус, а спереди фиксируется фланцевым адаптером и зажимной гайкой. Такой способ увеличивает скорость процесса балансировки, но не всегда обеспечивает идеальную центровку.
Улучшить ее помогают специальные адаптеры Haweka. Суть их в том, что колесо зажимается на станке через отверстия для колесных шпилек. При этом вероятность повредить лакокрасочное покрытие колесного диска минимальна. К тому же адаптер имитирует практически точную посадку колеса на ступицу и даже необходимый момент затяжки. Точность балансировки в этом случае будет выше. Фланцевые адаптеры выпускаются под различную разболтовку и могут использоваться на любом балансировочном станке.
После установки грузиков нужной массы в указанных станком местах процедура проверки проводится еще раз. В случае необходимости грузики или добавляются, или снимаются, но их масса не должна быть более 5 граммов. Колесо считается отбалансированным, если показания на табло прибора будут нулевыми.
Так в каких случаях и как часто необходима балансировка колес? Как правило, в руководствах по эксплуатации автомобилей балансировка рекомендуется раз в 10-15 тысяч километров пробега. Но это при условии, что не производилось разбортирование колес.
То есть если при сезонной смене шин используются одни и те же диски – балансировка обязательна. Также она необходима, если автомобиль проехал несколько тысяч километров по плохим дорогам или были случаи попадания колеса в яму. Но в этом случае балансируется не одно колесо, а пара, стоящая на одной оси.
Балансировка колес — что это, зачем и как часто надо делать
Автомобильные шины несмотря на кажущуюся простоту имеют много особенностей, нюансов. Для достижения наилучших эксплуатационных качеств, следует правильно монтировать. Важной процедурой является балансировка колес. Стоит разобраться, что это такое.
Что такое балансировка колес и зачем она нужна
Под балансировкой подразумевается процедура по устранению дисбаланса между колесом, ступицей и другими элементами подвески. Так как на колесный диск вместе с шиной воздействуют центробежные силы необходимо с определенным промежутком времени производить эту работу.
Практически всегда геометрический центр тяжести колеса не совпадает с осью вращения. Причина – неоднородность элементов, в первую очередь речь идет о неправильной форме колесного диска, некоторого дисбаланса покрышки. Это приводит к биениям при движении и другим неприятным последствиям.
Первые попытки балансировки колес предпринимались в 30-40-ых годах прошлого века. Тогда автоспортсмены пробовали заливать воду в камеры шин, иногда использовали песок и другие сыпучие вещества. Но, вскоре выяснилось, что такая автобалансировка бесполезна, так как балансирующее вещество находится в дальней точке окружности. То есть балансировка просто не происходит.
Первая балансировка схожая с нынешней, была использована в 1954 году. Причем балансировали колеса железнодорожных вагонов. Только после успешного применения наварных грузиков на железной дороге, технологией заинтересовались производители автомобильных колес. Первые сведения об использовании балансировки на автомобилях относятся к 1959 году.
Как определить дисбаланс колес — симптомы
Водителю важно понимать, нужно ли делать балансировку колес, позволит минимизировать сложности с подвеской, а также улучшить комфортабельность поездок. Вообще рекомендуется проверять параметр, даже не дожидаясь явных признаков дисбаланса. Обязательно проверять и диагностировать диск в следующих случаях.
- Если в процессе эксплуатации произошел сильный удар по подвеске. В таком случае может возникнуть ситуация с повреждением колеса, шина также может повредиться. Это все сказывается на балансировке.
- Во время сезонной смены резины. Каждая автошина имеет свои геометрические особенности. При установке на автомобиль необходимо контролировать баланс.
- Желательно проверять параметр перед поездками в регионы, где нет станций обслуживания и сервисов. Обязательно проверяют колеса на дисбаланс при трофи-рейдах по бездорожью.
- Согласно рекомендациям автопроизводителей, необходимо проверять балансировку каждые 10-15 тысяч километров пробега. Если ездите много по бездорожью, или предпочитаете агрессивный стиль вождения срок между проверками лучше снизить в 2 раза.
Не стоит забывать об этой работе. Качество работы колес является важным параметром, обеспечивающим безопасность движения.
Существует ряд признаков, показывающих наличие дисбаланса. Рассмотрим их более подробно, это может помочь при выявлении неисправности.
- Вибрации при движении. Причем чем выше скорость, тем вибрации сильнее, иногда на больших скоростях могут и пропадать. Появляется такая проблема в связи со смещением центра тяжести при движении относительно оси вращения. Это и порождает вибрации.
- Тряска. Неочевидный признак, если автомобиль трясет при поездках по ровной дороге, стоит задуматься о внеплановой проверке балансировки.
- Удары в руль при движении. Обычно бывают ритмичными и повторяющимися. Происходит при большом смещении массы относительно оси. Иногда удары принимают за неисправность подвески. Диагностику нужно проводить полную.
Признаков много, важно своевременно их отслеживать.
Не путайте вибрацию при движении, и при торможении. Если есть вибрация во время торможения, причина не в балансе колеса, а в износе тормозных колодок.
Чем опасна плохая балансировка
Иногда водители задаются вопросом, нужна ли балансировка колес или можно обойтись без этой работы. На самом деле дисбаланс может привести к целому ряду проблем.
- Самое явное влияние дисбаланса – ухудшение сцепления с дорогой. При появлении вибрации, нарушает контакт с дорожным покрытием. В зависимости от ситуации, привести может к потере управляемости, снижению эффективности торможения. Так как пятно контакта нестабильно, на скользкой дороге увеличивается риск потери контроля над автомобилем.
- Вибрация и удары оказывают нерасчетные нагрузки на подвеску. Для понимания ситуации, дисбаланс 3 грамма, вызывает при каждом обороте удар по подвеске массой 0,3 кг, и таких ударов за минуту может быть 600-800. Сравнимо с таким же количеством ударов молотком по подвеске. Естественно, износ деталей увеличивается.
- Сильные вибрационные нагрузки могут вызвать разрушение подшипника ступицы. Если это произойдет на скорости, серьезной аварии не избежать.
- Передаваемая на руль вибрация, вызывает повышенную утомляемость водителя. Снижает комфорт при поездках, а на длинных плечах прогона может привести к снижению безопасности движения.
- При дисбалансе резина протектора стирается быстро и неравномерно. Срок эксплуатации шин снижается в 3-5 раз.
Перечисленные моменты, являются самыми основными последствиями нарушенной балансировки колеса. Но, даже этого хватает для понимания, как важно своевременно производить работу по восстановлению баланса колесного диска.
Как производится балансировка колес
Отдельно стоит рассмотреть, как производится регулировка. Выравнивается параметр с помощью грузиков, которые крепятся на колесный диск, а точнее на его обод. Грузики бывают следующих видов.
- Набивные. Самый простой вариант. Выполняется из мягкого металла, который можно просто набить на обод. Отлично держится на диске.
- Наклеиваемые. Наклеивается с помощью специальной клейкой ленты. Обычно применяется для колесных дисков, не имеющих возможности крепления набивных балансиров. Недостатком является риск отсоединения при отрицательных температурах или под сильной струей воды на автомойке.
Для регулировки параметра требуется специальный станок. Чаще всего, применяется станок для грубой настройки. Мастер крутит колесо на оси и путем размещения груза добивается наиболее ровного вращения. При выполнении работы требуется большой опыт специалиста.
Точная балансировка производится на электронном станке. Тут учитываются и геометрические параметры колеса, и покрышка. В итоге компьютер стенда рассчитывает точное размещение и массу балансировочного груза. Такая работа наиболее точная и практически лишена ошибок.
Регулировку нужно делать на всех колесах. Частой ошибкой является устранение дисбаланса только на передней оси. Это может привести к разрушению задней подвески, и прочим негативным последствиям.
Как часто нужно балансировать колеса
Как было написано выше, по рекомендациям производителей автомобилей, балансировка производится через 10-15 тысяч километров. Обычно ее сочетают с плановым обслуживанием. Также может потребоваться регулировка при появлении проблем, или после любых работ с подвеской.
Зная, что такое балансировка и зачем она нужна, можно определить время регулировки. Понимая механизмы, которые она задействует можно без особых сложностей диагностировать потребность в этой работе. В целом поддержание оптимального баланса колес, оказывает очень важное влияние на безопасность движения.
Как разбортировать бескамерное колесо?
Как разбортировать колесо автомобиля?
Как отремонтировать шину своими руками
Как снять и установить колпаки с колес
Набор для ремонта шин: когда пригодится, состав, как пользоваться
Легкосплавные колесные диски — виды и правила выбора
Хампы на дисках — что это. Виды хампов. Зачем нужны. Расшифровка.
Радиальные шины — особенности конструкции и преимущества
Меняем резину: почему так важно делать балансировку и следить за ее качеством
Сезонная смена автомобильных шин таит в себе довольно опасностей, о которых рядовой водитель может даже не догадываться. Мы пообщались со специалистами, которые рассказали, на что следует обратить внимание, записываясь в очередь в шиномонтажную мастерскую.
Что может пойти не так?
Процедура смены зимней резины на летнюю и наоборот в действительности не так проста, как может показаться. Важным этапом является балансировка колес, цель которой — равномерно распределить вес всех составных элементов колеса вокруг оси вращения. В результате балансировки колесо должно прийти в равновесие по вертикали и горизонтали.
Если балансировка выполнена абы как или не выполнена совсем, может возникнуть как статический, так и динамический дисбаланс. Это приводит к вибрации, которая влияет не только на комфортность вождения: держась за баранку автомобиля, водитель чувствует, как «бьет в руль». Особенно это ощущается при наборе скорости. Однако куда серьезней то, что такая вибрация крайне негативно отражается на прочности деталей и узлов машины, а значит, в конечном счете не способствует безопасности езды.
Чем это грозит?
Одно из самых опасных последствий разбалансированных колес — потеря контроля над автомобилем во время скоростного движения, говорит Максим Позолотин, эксперт в области измерений на транспорте. Во многих тяжелых и даже трагических ДТП именно это могло послужить причиной выезда на встречную полосу или ухода в неконтролируемый занос.
При вибрации колеса пятно контакта с дорожным покрытием становится нестабильным. Падает качество сцепления с дорогой. Как итог — тормозной путь растет, а его направление становится непредсказуемым. Впрочем, и во время движения автомобиль хуже «слушается» руля. Беда еще и в том, что далеко не каждый водитель в подобных ситуациях понимает, что происходит и что необходимо делать.
Но даже если все обойдется, не факт, что поездка или, тем более, длительная езда на разбалансированных колесах обойдется без последствий в будущем.
«Зачастую очень сложно установить прямую причинно-следственную связь между дорожно-транспортным происшествием, серьезной поломкой автомобиля и неправильной балансировкой колес, так как ее последствия существенно отсрочены во времени», — продолжает Максим Позолотин.
Пример одной из отсроченных неприятностей — разрушение ступичного подшипника. Оно происходит постепенно, но кончается всегда одним — грандиозной поломкой и дорогостоящим ремонтом. Из-за вибрации, вызванной дисбалансом колес, эта и другие детали подвески испытывают нагрузки, которые могут многократно превышать расчетные. При скорости автомобиля в 100 километров в час на элементы подвески и ходовой части, оснащенной колесами R15, будут действовать нагрузки, эквивалентные ударам массой в три килограмма с частотой 700-800 раз в минуту, приводит пример коллега Позолотина Павел Барановский. Это как минимум приведет к ускоренному износу «железа». А худшее, что может грозить автолюбителю и, кстати, другим участникам дорожного движения, — отрыв колеса на ходу. Он превратит машину в неуправляемую груду металла, притом даже на малых скоростях.
Еще одним отложенным последствием не сделанной или неправильно сделанной балансировки может стать неравномерный износ шин. Уже через сезон-другой они приобретут яйцевидную форму, что тоже не улучшит управляемость и безопасность автомобиля. Не говоря о том, что менять шины все-таки дороже, чем проходить балансировку.
Как это предотвратить?
Иными словами — как выбрать шиномонтаж, где колеса при смене шин не просто балансируют, а делают это правильно? Увы, высокая цена на услуги еще не гарантирует, что работа будет выполнена как надо. Поэтому в первую очередь специалисты советуют обращать внимание на наличие у СТО свидетельства о поверке балансировочного стенда, на котором с колесом проделывают необходимые манипуляции.
Дело в том, что балансировочные стенды — это еще и измерительные устройства, которые по закону об обеспечении единства и точности измерений в России должны проходить периодическую поверку. Говоря проще: проверку на корректность показаний приборов, работающих в конструкции стенда. Такую же проверку должны проходить, например, весы в магазинах или топливораздаточные колонки на АЗС.
Неповеренный балансировочный стенд принимает за ноль накопленную инструментальную погрешность и тем самым передает заведомо ошибочные данные на колесо.
Нюанс в том, что измерение остаточной массы (измерение дисбаланса колеса), которое определяется и корректируется балансировочным стендом, даже не упоминается в Едином перечне измерений, относящихся к сфере госрегулирования. А значит, предполагающих обязательную поверку измерительных устройств. В этот перечень его должен был внести соответствующий приказ МВД, которое в России отвечает за обеспечение безопасности дорожного движения. И, видимо, посчитало это лишним. А раз так, то обязанность станций техобслуживания проводить периодическую поверку стендов для балансировки колес на сегодня осталась лишь в теории. Обязательны такие действия теперь лишь для оборудования, применяемого на пунктах техосмотра.
Россиян хотят освободить от контроля за точностью квартирных счетчиков. Что это значит?
Между тем, как уточнили Znak.com в ФБУ «Уралтест» Росстандарта, где работают Максим Позолотин и Павел Барановский, точность стендов требует поверки в среднем не реже раза в год. Но сегодня далеко не все участники рынка об этом знают и помнят, хотя строгое соблюдение регламентов могло бы быть их конкурентным преимуществом. Как правило, за стендами следят мастерские, аккредитованные официальными дилерскими центрами. Многие владельцы станций технического обслуживания тешат себя иллюзиями, что для нормальной работы достаточно калибровки или автокалибровки — то есть самокоррекции, которая заложена в функционал самого стенда. Но, как констатируют в отделе обеспечения единства измерений механических и виброакустических величин ФБУ «Уралтест», при таком способе настройки стенд сравнивает показания разве что сам с собой. Тогда как поверка обеспечивает их сличение с эталоном.
«При поверке на балансировочный стенд устанавливается идеально уравновешенная пластина и эталонные грузы, имитируется процесс балансировки, по определенной методике проверяется, как прибор распознает заданные значения. В результате можно установить все имеющиеся отклонения», — рассказывает Павел Барановский.
Можно ли привлечь к ответственности за плохую балансировку?
С одной стороны, применение средств измерений, не прошедших поверку, влечет административную ответственность по статье 19.19 КоАП РФ в виде штрафа: от 20 тыс. до 50 тыс. рублей для должностных лиц и от 50 тыс. до 100 тыс. рублей — для юридических. Но поскольку из-за лакун в законодательстве поверка балансировочного стенда фактически стала добровольным делом, то нарушение требований к обеспечению точности балансировочных стендов, похоже, по нынешним временам останется безнаказанным. Собственно, по этой причине их состоянием в инициативном порядке не интересуются ни в ГИБДД, ни в Росстандарте. Надзорные функции в этой сфере де-факто утратили всякий смысл. Ничего не поделаешь: государство обязалось не «кошмарить» малый бизнес и вместе с нами, обычными потребителями, терпеливо ждать, пока с рынка не вымоет всех недобросовестных игроков.
Какие чеки и квитанции нужно сохранять? И как долго?
Больше шансов привлечь исполнителя работ за оказание услуг, не отвечающих требованиям качества и безопасности. Сменили резину, сели за руль и чувствуете, что руль неприятно потряхивает? Возвращайтесь в мастерскую и предъявляйте претензию, не забыв напомнить о необходимости поверки стенда. Такая осведомленность потребителя, как правило, уже приводит к результату. Впрочем, замечает автоюрист и автоэксперт Максим Едрышов, на рынке сложилось негласное правило: почувствовали проблемы после сезонной «переобувки» — надо вернуться в шиномонтаж, где вроде как заранее признают вероятность, что что-то может пойти не так. И, соответственно, заранее готовы все переделать.
Кстати, у Едрышова есть свой лайфхак, как проверить качество балансировки. Разгоняйте автомобиль до разрешенных правилами 90 километров в час и «слушайте» машину. Бьет в руль — у вас проблема с передними колесами, бьет в кузов — с задними.
А если вдруг должной реакции на претензию нет — вам прямая дорога в Роспотребнадзор или в общество защиты прав потребителей.
Они вправе по вашей жалобе инициировать внеплановую проверку. Разумеется, стоит сохранять чеки или квитанции, которые свидетельствуют об оплате услуги. Причем не ограничивать срок хранения одним сезоном или, тем более, первыми часами после выезда с шиномонтажки. Помним о возможных отложенных последствиях.
Делаем выводы
1. Балансировка колес — важный элемент сезонной смены резины, от ее качества будет зависеть не только срок эксплуатации вашей машины, но и ваша безопасность, а также безопасность других участников дорожного движения. Поэтому не пренебрегайте как самой услугой балансировки, так и проверкой ее качества. Если возникли сомнения в этом качестве, требуйте переделать работу или обратитесь в другой сервис.
2. Поскольку работа автомастерских больше не лицензируется, не все шиномонтажные мастерские в наши дни даже знают о необходимости время от времени проверять точность балансировочных стендов. Несовершенство нашего законодательства привело к тому, что этим делом заморачиваются лишь самые ответственные игроки рынка. Привлечь к ответственности остальных крайне трудно, если не сказать, что практически невозможно.
3. В любом случае требуйте свидетельство о поверке балансировочного оборудования и, если его нет, ищите другое СТО. Помните: закон в полной мере нагружает автовладельца заботой об исправном состоянии автомобиля. Если что-то на дороге пойдет не так, отвечать придется вам, в том числе по Уголовному кодексу. О сопутствующих тратах из собственного кармана скорбно помолчим.
Нужно ли балансировать колеса каждый сезон?
Под балансировкой колес подразумевают соединение оси его вращения и центра массы. Груз в таком случае крепят напротив самой тяжёлой части колеса. Так определяется статическая балансировка.
Из-за того что колесо представлено широким катком, то для него нужна динамическая балансировка. При такой балансировке грузы размещены внутри и снаружи колеса. После установки шин на диски всегда требуется балансировка. Это делают для того чтобы избавиться от дисбаланса, который доходит 50-60 градусов в обе стороны. Если баланс выходит больше, то шину крутят относительно диска, обеспечивая взаимный поворот на 180 градусов. Таким образом возможно обеспечение дисбаланса меньше 5 градусов по обеим сторонам.
Принято считать, что новые шины на первых километрах проката могут чуть менять своё положение на диске, после чего балансировка немного уходит.
В том случае, если Вы на одних дисках постоянно меняете резину, тогда без балансировки просто не обойтись.
Нужно ли проводить балансировку колес при их ежегодной смене?
Если формально отвечать на этот вопрос, то судя по инструкции, балансировка должна проводиться каждые 10000-15000 км пробега автомобиля. Если за сезон Вы проезжаете меньшее расстояние, то балансировку можно не производить. Хотя это утверждение тоже только теоретическое. На практике дело обстоит иначе.
На практике всегда необходимо отслеживать поведение своего автомобиля при движении. Если Вы не ощущаете стук задних колёс, то балансировку пока проводить не требуется. Как правило, стук задних колёс всегда ощущается меньше, поэтому они в меньшей степени подвержены поломкам. Сильный дисбаланс всегда ощутим.
В том случае, если Вы дважды в год производите замену колес, то лучше следовать некоторым рекомендациям. После замены колес нужно ездить 2 дня. За это время шина потеряет все деформации, которые могли возникнуть при хранении. В том случае, если на разных скоростях, на которых Вы обычно перемещаетесь, не возникнет вибраций, балансировка на данный момент вовсе не обязательна.
Необходимость проведения балансировки
Если за сезон Вы проезжаете порядка 10-15 км;
При попадания колеса в глубокую яму после последней балансировки;
При обнаружения вибраций;
При отсутствии АБС, из-за чего приходится тормозить на юз на асфальте;
Если Вы неопытный водитель, из-за чего не сможете почувствовать дисбаланса колес.
Возможно Вам понравиться
- Премиум
- Оптимальная цена
- Недорогие
- Новинка
Премиум
Японские диски SSR Vienna Shalk R18 4×114.3, 5×114.3 ET37 8JJ ЦО73 в идеальном состоянии прямо из Японии по доступной цене со 100% предоплатой.
- Радиус: 18
- Вылет: 37
- Тип: кованые
Стильные,мега-крутые,кованные,Японские диски. В идеаольном состоянии.
- Радиус: 19
- Вылет: 30
- Тип: Кованые
Японская, легкая, разборная ковка с красивыми полками
- Радиус: 18
- Вылет: 37
- Тип: кованые
Японская свежая, редкая ковка Lowenhard LG6W
- Радиус: 19
- Вылет: 45
- Тип: кованые