Автомобиль зил 131 технические характеристики

ЗИЛ 131 известен как основной грузовик советской и российской армии. Технические характеристики говорят о ее приспособленности к самым суровым условиям.

Автомобиль зил 131 технические характеристики

ЗИЛ-131. Технические характеристики ветерана не устаревают и сегодня

Что должен себе представить человек, не искушенный в автомобильных марках и индексах, когда слышит название ЗИЛ-131? Каковы технические характеристики этой машины, ее история и сферы применения?

Знакомьтесь, ЗИЛ-131

Большой армейский грузовик, чаще всего с деревянным бортовым кузовом, накрытый тентом, с кабиной как у «Урала» и с четырьмя задними колесами. Выпуск этих машин для Советской Армии был налажен в 1966 и продолжался до 1986 года. С 1986 по 1994 АМО ЗИЛ выпускало модернизированный вариант ЗИЛ-131Н внешне неотличимый от «собрата», работающий на дизельном топливе. Затем модельный ряд заменили ЗИЛом-4334 с измененным дизайном кабины. После 1994 года 131-ую «зилаку» делали на Уральском автозаводе вплоть до 2002 года. Затем производственную эстафету перехватил новоуральский «Автомобили и моторы Урала» и выпускал полный аналог грузовика под маркой АМУР-521320. Причем шасси для различной спецтехники на базе этой машины выпускаются по сей день.

Хотя эти грузовики уже вышли из массового производства, они по-прежнему составляют действующий автопарк воинских частей. Их часто можно увидеть на российских дорогах в составе военно-транспортных колонн и военных парадов. К слову, ЗИЛ-131 – это не только тентованный борт, в котором перевозят людей и штучные грузы. На базе этого грузовика было выпущено много различной спецтехники как для армии, так и для гражданских нужд. Например, пожарные машины, мобильные узлы связи, системы «Град», седельные тягачи для стратегических ракет, лесовозы, автовышки и др.

Одной из существенных характеристик ЗИЛ-131 является повышенная проходимость. Такое требование обосновано, ведь армейскому грузовику приходится колесить не только по автострадам с твердым покрытием, но и по пересеченной местности, часто размичканной дождями и гусеницами. В соответствии со своим предназначением ЗИЛ-131 оснащен полноприводной трансмиссией и высоким клиренсом – 330 мм. Способен проходить брод глубиной более метра и преодолевать крутые подъемы до 30 градусов. Грузоподъемность армейского грузовика не рекордная, но достаточная для выполнения возложенных задач (см. таблицу).

Видеообзор

ЗИЛ 131 в таблицах и цифрах

ЗИЛ-131 и его технические характеристики можно проиллюстрировать с помощью таблицы:

Тип Карбюраторный, 4-тактный, 8-цилиндровый с подогревателем
Тип топлива Бензин
Объем 6 л
Мощность 150 л. с. или 110 кВт
Длина от переднего бампера до заднего края кузова 7040 мм
Ширина 2500 мм
Высота кабины 2480 мм
Высота тента 2975 мм
Дорожный просвет 330 мм
ЗИЛ-131 Базовая (бортовая платформа)
ЗИЛ-131А Вариант с неэкранированным электрооборудованием
ЗИЛ-131В Седельный тягач для перевозки крупногабаритных грузов массой до 12 т
ЗИЛ-131Д Военные и гражданские самосвалы
ЗИЛ-131Н1 Версия со 105-сильным дизельным мотором
ЗИЛ-131Н2 Этот вариант оснащался уже 132-сильным дизелем
ЗИЛ -131С Версия грузовика для Крайнего Севера: кабина имела систему автономного отопления, усиленную теплоизоляцию и двойные стекла; на автомобиле использовалась морозостойкая резина
ЗИЛ-131Х Грузовик для степных и пустынных ландшафтов, часто с соответствующим камуфляжем
ЗИЛ-131-137Б Многозвенный автопоезд для особо крупных перевозок

Несколько слов о кабине и кузове

Кабина ЗИЛ-131 капотная, цельнометаллическая. Интерьер выполнен в суровом советском стиле, без «буржуазных» излишеств, но со всем необходимым функционалом. Имеются и теплоизоляция, и освещение, и электронная приборная панель. Количество посадочных мест – три. Кресло водителя и 2 пассажирских сидения раздельные, что делает возможным их независимое регулирование. Подвеска под кабиной жесткая, так что трясти будет всегда. Если говорить о доступе к двигателю, то в капотной кабине это не представляет проблемы – достаточно просто поднять крышку капота.

Борта кузова деревянные, глухие. Погрузка осуществляется через откидной задний борт. При необходимости на кузов монтируются металлические дуги, на которые натягивается защитный тент. По бокам расположены откидные скамейки для перевозки личного состава. В комплекте идет съемная скамейка на 8 человек. Итого в кузове можно организовать 24 места для сидения.

Советской промышленности уже нет, а ее плоды остались

С 1966 до начала 90-х было выпущено более 1 миллиона автомобилей ЗИЛ-131 различных модификаций. Они использовались не только в советском хозяйстве и Вооруженных Силах, но и широко поставлялись за границу для поддержки товарищей по социалистическому лагерю. До сих пор в странах Африки и Средней Азии можно увидеть продукты советского автопрома. Армия Северной Кореи на 100% оснащена советскими ЗИЛами. Проверенные временем, эти транспорты доказали свою долговечность и пригодность к любым климатическим и дорожным условиям.

ЗИЛ 131: довезем по любым дорогам

Темой нашего сегодняшнего разговора станет легендарная базовая модель грузового автомобиля, славное творение Московского автозавода – ЗиЛ-131, первый экземпляр которого сошел с конвейера в 1966-м году, придя на смену ЗиЛ-157.

История самого массового ЗиЛовского внедорожника

Автомобиль выпускался на протяжении 2-х десятилетий и стал одной из наиболее известных моделей с беспрецедентной на то время проходимостью. Именно поэтому его называли первым советским внедорожником.

Впервые модель показали в 1956-м в качестве опытного образца. После продолжительных испытаний, растянувшихся на долгих 5 лет, наконец-то было принято решение о запуске авто в массовое производство, но по непонятным причинам его, то есть запуск, вновь отложили, и первая партия ЗиЛ-131 сошла с конвейера только в 1966-м.

Правда, за время испытаний конструкторы не стали зря терять время – они совершенствовали свою разработку, и в итоге машина оказалась настолько качественной, что произвела настоящий фурор. Как результат – ею заменили устаревший на тот момент ЗиЛ-157, который находился на вооружении Советской армии.

ТС получилось отличным: высокая мощность, повышенная проходимость и грузоподъемность, невиданная на то время скорость движения, комфортабельная кабина – все эти качества сделали машину востребованной в различных отраслях народного хозяйства.

Ну а о надежности разработки советских инженеров может свидетельствовать хотя бы тот факт, что машины в рабочем состоянии часто попадаются на российских и не только дорогах даже в наше время, при нынешнем богатстве выбора.

Технические характеристики ЗиЛ 131

Длина автомобиля составляет 7 м, ширина и высота равны 2,5 и 2,5 либо 3 м (тентованные модели) соответственно. Величина дорожного просвета – 33 см, грузоподъемность – 3,5 тонны.

Силовая установка

Двигатель ЗиЛ-131 – это V-образный 8-мицилиндровый силовой агрегат объемом в 6 литров и мощностью в 150 л.с. Оперативному запуску мотора при минусовой температуре способствовал предпусковой подогреватель. Более детально с характеристиками мотора можно ознакомиться в таблице ниже:

Наименование параметра Значение
Тип двигателя Карбюраторный четырехтактный
Число цилиндров 8
Тип охлаждения Жидкостное
Расположение клапанов В верхней части двигателя
Диаметр цилиндров 100 мм
Рабочий объем 6 л
Длина пути хода поршня 95 мм
Степень сжатия 6,5
Максимальная мощность 150 л. с.
Крутящий момент при 2000 об/мин 410 Н*м

Примечательно то, что работала машина исключительно на бензине (оптимальный вариант – А-76), ЗиЛ-131 дизель на рынок не поставлялся, моделей с двигателями на дизельном топливе разработано не было.

Сцепление у машины сухое однодисковое, КПП 5-тиступенчатая синхронизированная, необычайно износостойкая. Включение переднего моста осуществлялось в автоматическом режиме благодаря электропневматике.

Модель оснащалась 2-мя топливными баками, емкость каждого из них – 170 л, причем иногда баки бывали разными. Расход бензина составлял от 35-ти до 40-ка л. на 100 км пути, максимально допустимая скорость движения – 85 км/час.

Основные модификации ЗиЛ 131 и их назначение

Выносливое шасси транспортного средства позволяло устанавливать разные надстройки, поэтому сфера его применения более чем широка.

Так, бортовой ЗиЛ-131 представляет собой классический грузовик с замкнутыми деревянными бортами. Задний борт откидывается, в кузове по бокам установлены складываемые скамейки вместительностью до 16-ти человек.

Выпускался на базе этой модели и манипулятор – автомобиль повышенной прочности, базирующийся на конструкции из углеродистой стали. На эту модификацию обычно монтировали крановое оборудование, весьма популярными были лебедки ЗиЛ-131.

Создатели автомобиля позаботились о том, чтобы их детище было максимально адаптировано для езды по бездорожью. Его проходимость ничем не уступала гусеничной технике, поэтому машина пользовалась огромным спросом у военных. Так, к примеру, на ее шасси устанавливали легендарную «Катюшу» и прочую военную технику.

Отдельного внимания заслуживает ЗиЛ КУНГ (аббревиатура расшифровывалась как кузов унифицированный нормального габарита). Эта модификация представляла собой крытый фургон, предназначенный для транспортировки обслуживающих станций и мобильных точек радиосвязи.

Что касается ЗиЛ самосвала, то его история была недолгой. За все время с конвейера сошло всего несколько моделей, да и те были выпущены по индивидуальному заказу.

Активно использовался автомобиль в авиационной сфере – на его базе устанавливали спецоборудование для обслуживания самолетов.

Привлекали машину и для очистки территории от снега, вполне логично, что для этого на нее навешивали снегоочистительные агрегаты. Распространенной модификацией стал ЗиЛ пожарный, а также вариант цистерны для перевозки нефтепродуктов.

Плюсы и минусы машины

Ключевым преимуществом модели, ставшей темой нашего сегодняшнего разговора, было уникальное в своем классе шасси, благодаря которому стала возможна установка любого оборудования и, как следствие – создание всевозможных модификаций этого транспортного средства. Высокие технические характеристики позволяли использовать модель в любых климатических условиях – этакая «рабочая лошадка» не подводила ни в жару, ни в сильный мороз.

Машине не страшно бездорожье, она, словно танк, пробьется в любую глушь и выполнит поставленную задачу. Надежность автомобиля заслуживает наивысших похвал, он до сих пор активно используется как в военной отрасли, так и для восполнения гражданских нужд.

Что касается недостатков, то они есть, но в минимальных количествах. Единственный существенный минус – это то, что ЗиЛ-131 морально устарел и давно снят с производства.

Если бы не это, и если бы в свое время работы над усовершенствованием модели продолжились, вполне вероятно, что современный вариант легко дал бы фору большинству аналогичной техники даже импортного производства. Некоторые владельцы отмечают слишком высокий расход топлива, а также сетуют на отсутствие модификации с дизельным силовым агрегатом.

Актуальные цены на ЗиЛ 131

Как уже говорилось выше, конструкция модели устарела, но авто до сих пор пользуется немалым спросом. Естественно, так как оно давно было снято с производства, купить новым его невозможно, а вот что касается ЗиЛа-131 Б/У, то его стоимость зависит от нескольких факторов. Так, на ценообразование в данном случае повлияет год выпуска, модификация, пробег, техническое состояние и т.д.

К примеру, модель 66-го года выпуска с пробегом в 400 тыс. км стоит около 150-ти тыс. руб., более «свежие» экземпляры последних годов производства с меньшим пробегом (правда, найти такие весьма проблематично) продаются по цене от 400 тыс. руб.

Важно отметить, что ключевое влияние на формирование стоимости машины оказывает модификация. Промониторив тематические интернет-ресурсы, мы обнаружили, что модификация с буровой установкой стоит полтора-два миллиона руб., купить ЗиЛ-131 автовышку можно не менее чем за 500 тыс.

Подводим итоги

ЗиЛ – это надежный, выносливый, проверенный временем советский грузовик, который в свое время, уж простите за тавтологию, это самое время опередил. Несмотря на то, что с производства модель давно сняли, она до сих пор активно используется во многих сферах человеческой жизни, не раз выручала своих владельцев даже в самых сложных и непредсказуемых ситуациях.

ZIL 131| Зил 131 — Легендарный грузовик из СССР

Грузовик ЗИЛ-131 повышенной проходимости

ЗИЛ-131 — это грузовое транспортное средство с повышенным уровнем проходимости.

Устройство

Конструкция включает в себя такие элементы как:

  1. Мотор. Здесь установлен восьмицилиндровый силовой агрегат, оборудованный карбюратором и механизмом для принудительного включения режима холостого хода.
  2. Трансмиссия. Автомобиль оснащен пятиступенчатой коробкой передач, тремя карданными валами и инверторным синхронизатором.
  3. Электрическое оборудование, включающее световую и звуковую систему сигнализации, освещение. Схема электропроводки приведена в руководстве по ремонту.
  4. Пневматическая система ЗИЛа-131, устройство включает в себя задний и передний подвесной механизм независимого типа.
  5. Тормозная система и рулевое управление.
  6. Колеса, шины, кабина водителя.

Технические характеристики

Особенности параметров и ТТХ автомобиля:

  • заправочные объемы — 2 бака по 170 л;
  • высокий уровень проходимости;
  • тип кабины — подрессоренная.

Кузов машины представлен в виде деревянной платформы, оборудованной откидным задним бортом. Внутри грузовой платформы есть откидные скамейки.

ЗИЛ-131 технические характеристики и показатели транспорта имеет следующие:

Высота — 2970 мм

ЗИЛ-131 расход бензина в летний период: транспорт может расходовать до 30 л на 100 км пути.

Модификации

На рынке представлено несколько модификаций этого транспорта: самосвал, лесовоз, манипулятор, КУНГ, седельный тягач, бензовоз, автовышка, ассенизатор и сельхозник.

Самосвал

Самосвал ЗИЛ-131Н оборудован восьмицилиндровым дизельным двигателем, где цилиндрические элементы расположены V-образно. Удельный расход топливной жидкости составляет 38 л на 100 км пути.

Ширина — 2500 мм

Лесовоз

Данная модификация используется для транспортировки бревен и пиломатериалов. Лесовоз оборудован плоской опорной рамой, благодаря которой транспорт может передвигаться в условиях бездорожья, по высоким снежным сугробам и т.д.

Грузовая шина имеет повышенный уровень эластичности, который был достигнут за счет снижения числа слоев корда, увеличения ширины профильной части и установки дополнительных слоев, выполненных из мягкой резины.

Параметры и показатели модели:

Количество цилиндров 6
Степень сжатия 6,2
Рабочий объем двигателя 5,5 л
Мощность мотора 104 л. с.
Средний расход бензина 40 л на 100 км
Частота вращения коленчатого вала 2600 оборотов в минуту
Количество ступеней коробки передач 6
Габариты 6684*2090*2360 мм
Клиренс 310 мм
Глубина брода 650 мм
Внешний поворотный радиус 12000 мм
Грузоподъемность 4500 кг

Манипулятор

Манипулятор используется для подъема и транспортировки различного груза на высоту. Автомобиль предназначен для размещения кранового оборудования. Конструкция транспорта отличается хорошим контактом с дорожным покрытием, проходными мостами и восьмислойными широкими шинами, которые оснащены грунтозацепными устройствами.

Технические характеристики модели:

Рабочий объем силового агрегата 6 л
Мощность двигателя 150 л. с.
Степень сжатия 6,5
Диаметр цилиндрических механизмов 100 мм
Ход поршневой части 95 мм
Наибольший крутящий момент 410 Нм
Максимальная частота вращения коленчатого вала 2000 оборотов в минуту
Грузоподъемность 3500 кг
Средний расход горючего 49,5 л
Объем топливного бака 170 л
Тормозной путь 29000 мм
Допустимая транспортная скорость 80 км/ч

ЗИЛ с КУНГом — это транспорт с унифицированным кузовом нулевого габаритного размера. Каркас конструкции изготавливается из уголков и швеллеров, которые различаются по размеру. Сверху такой каркас обшивается металлическими листами.

Внутри кузовная часть обшивается пенопластом или любым другим теплоизолирующим материалом, это помогает улучшить технические характеристики этой модели.

Машина с КУНГом оборудована:

  • отопительным устройством;
  • системой вентиляции;
  • бытовым оборудованием;
  • фильтрационной установкой ФВУА-100Н-12;
  • системой освещения, которая представлена в виде плафонов на потолке в салоне.

Фильтрационная установка осуществляет забор воздушного потока из окружающей среды и обеззараживает его, что создает избыточное давление в системе. Это позволяет обезопасить пространство внутри грузовой платформы.

Седельный тягач

Модификация ЗИЛ-131 В, седельный тягач используется для перевозки различных грузов. Внутри есть грузовая платформа, которая рассчитана на 8 посадочных мест. Внутри кабины водителя есть 3 сиденья.

Технические характеристики и показатели этой модели:

Ширина — 2500 мм

Бензовоз

ЗИЛ-131 автоцистерна используется в качестве топливозаправщика. Он предназначен для перевозки отфильтрованной топливной жидкости.

Транспорт может наполнять цистерну АРС-14 топливом при помощи встроенного насосного элемента, а также перекачивать рабочую жидкость из одного резервуара в другой без использования цистерны.

В конструкции есть поперечный волнорез, который помогает снизить количество гидравлических ударов о днище во время резкого торможения.

Технические данные и показатели модификации:

Ширина — 2550 мм

Автовышка

Автомобиль оборудован буровой установкой и используется для проведения монтажных работ на высоте до 22 м. Оборудование оснащено пультом управления, который расположен на поворотной части корпуса, а также гидравлическим приводом.

Ширина — 2500 мм

Ассенизатор

Ассенизатор используется для откачки и транспортировки нечистот из канализаций, отстойников и выгребных ям.

Здесь установлен восьмицилиндровый инжекторный двигатель с V-образным расположением цилиндрических элементов. Клапаны расположены в верхней части силового агрегата, их общее количество равно 16. Тип используемого топлива — бензин.

Технические характеристики ассенизатора:

Рабочий объем двигателя 6 л
Мощность 150 л. с.
Частота вращения коленвала 3200 оборотов в минуту
Наибольший крутящий момент 402 Нм
Степень сжатия 7,1
Средний расход бензина 37 л на 100 км
Количество передач 5
Передаточное число 20
Диаметр диска ведомого типа 340 мм
Размер шин 260R508
Напряжение электрического стартера 12 В
Емкость аккумуляторных батарей 78 А*ч

Сельхозник

Бортовой грузовик сельхозник используется для транспортировки различных сыпучих грузов. Среди преимуществ этой модификации можно выделить:

  • высокий уровень грузоподъемности;
  • проходимость транспорта;
  • небольшой расход топливной жидкости;
  • невысокую стоимость.

Бортовая конструкция способствует автоматической выгрузке сыпучего материала, что упрощает работу.

Технические параметры и данные:

Колесная база 3300 мм
Мощность двигателя 110 л. с.
Максимальный крутящий момент 343 Нм
Колесная формула 4*2
Размер колес 260-508P
Наибольшая скорость движения 90 км/ч
Емкость для бензина 125 л
Расход топливной жидкости 37 л
Объем грузовой платформы 3 м3
Угол подъема платформы 55°
Наибольший вес транспортируемого груза 4500 кг
Полная масса 9300 кг

Руководство по эксплуатации и ремонту

Инструкция по эксплуатации содержит следующие разделы:

  1. Правила безопасности, которые необходимо соблюдать во время эксплуатации транспортного средства.
  2. Первая обкатка: общие правила и рекомендации.
  3. Органы управления, схемы подключения электрического оборудования.
  4. Устройство основных механизмов: двигатель, трансмиссия, кузов, сцепление, тормозная система, пневматическая подвеска.
  5. Электрооборудование.
  6. Неисправности и способы их устранения.
  7. Периодичность проведения технического обслуживания.
  8. Правила хранения и транспортировки.

В руководстве по эксплуатации прописано, где найти цифровое обозначение рамы. Номер рамы находится сверху на правой части швеллера.

Регулировка клапанов

Регулировка клапанов проводится на отключенном силовом агрегате. Перед началом выполнения работ рекомендуется установить транспорт на смотровую яму.

Первый этап — это установка поршня цилиндра под номером 1 в положение высшей мертвой точки. После его установки проворачивают коленчатый вал на 1-1,5 оборота по часовой стрелке.

После того как впускной и выпускной клапаны будут закрыты, можно приступать к установке зазоров клапанов на ЗИЛе-131. Для этого нужно придерживать регулировочный винт отверткой и ослабить при помощи гаечного ключа натяжение контргайки.

Зазор не должен превышать 0,3 мм для обоих клапанов.

Затем необходимо повторить процедуру для остальных семи цилиндров. В конце нужно завести двигатель и проверить работоспособность всех систем.

Установка зажигания

Установка зажигания на данной модели ЗИЛа проводится следующим образом:

  1. Устанавливают поршень в положение высшей мертвой точки.
  2. Устанавливают паз так, чтобы он был параллелен корпусу приводов распределительного устройства.
  3. Проворачивают коленчатый вал на величину установочного угла.
  4. Убирают крепежный болт пластины.
  5. Включают зажигание и проворачивают корпус распределительного устройства против часовой стрелки.
  6. Затягивают крепежные элементы.
  7. Проверяют правильность установки проводов в соответствии с порядком работы цилиндров.

Замена масла

Замена масла проводится на отключенном прогретом двигателе. Перед заливкой необходимо слить старую масляную жидкость, очистить сливной магнит и заменить фильтр тонкой очистки.

Новое масло заливают при помощи воронки. После заправки нужно дать мотору проработать несколько минут на средних оборотах, чтобы заполнилась система смазки. После этого рекомендуется отключить силовой агрегат и проверить уровень масла в системе.

Отзывы и цены

Средняя стоимость этой модификации ЗИЛа — 600 000 руб.

Филипп, 40 лет, Иркутск: «Это надежный грузовик, который потребляет много топлива. Из преимуществ могу отметить высокий уровень проходимости и удлиненную бортовую платформу».

Игорь, 52 года, Павловский Посад: «Из плюсов могу выделить ходовые качества, мощный мотор и надежную коробку передач. За 7 лет эксплуатации никаких сбоев в работе основных узлов не было».

Технические характеристики и особенности эксплуатации ЗИЛ 131

ЗИЛ 131 – легендарный грузовой автомобиль с долгой историей развития. Он начал служить людям в разных сферах жизнедеятельности еще в прошлом столетии и продолжает это делать по сегодняшний день. Востребованность модели связана с ее отличными техническими характеристиками и оптимальной конструкцией машины.

История автомобиля ЗИЛ 131

Первая модель ЗИЛ 131 вышла с конвейера в 1966 году на Московском заводе имени Лихачева. Она является модификацией грузовика ЗИЛ 130, который отличался не менее эффективными техническими характеристиками. Усовершенствованная модель должна была использоваться в качестве военного автомобиля, но она активно применялась для гражданских нужд.

Московский завод прекратил производство грузовой машины в 1994 году. Но некоторые модификации данной модели продолжали выпускаться в других местах еще некоторое время.

Известные модификации автомобиля ЗИЛ 131

ЗИЛ 131 – насколько удачная модель, что она использовалась в качестве базы для выпуска многих модификаций. Особенно популярной и востребованной в народном хозяйстве оказалась машина ЗИЛ 131 КУНГ. Каркас данного автомобиля изготовлен из уголков и швеллеров. Сверху они обшиты металлическими листами, что обеспечивает повышенную стойкость и прочность.

Внутри кузов машины утепляется пенопластом или другим теплоизолирующим материалом, после чего обшивается фанерой, дополнительно обработанной антисептиком. Все это существенно улучшает технические характеристики автомобиля и расширяет сферу его применения. Данные грузовики отличаются от прочих модификаций разнообразным оснащением:

  • присутствием системы отопления;
  • оборудованием для вентиляции фургона;
  • разнообразными бытовыми приспособлениями;
  • системой освещения в виде плафонов.

Данная модификация оснащена уникальной в своем роде фильтрационной установкой ФВУА-100Н-12. Она осуществляет забор воздуха из окружающей среды, очищает его, после чего подает в кабину.

Отопительная система отличалась высоким уровнем автономности. Для производства тепла сжигалось дизельное топливо.

Другие популярные модификации легендарного грузовика ЗИЛ 131

На базе ЗИЛ 131 были выпущены и другие, не менее популярные, модели:

  • ЗИЛ 131НА. Оснащается неэкранированным электрическим оборудованием;
  • ЗИЛ 131В. Используется для перевозки грузов прицепом, седельный тягач;
  • ЗИЛ АТЗ-3. Данные машины преимущественно использовались в качестве заправщиков топлива;
  • ЗИЛ МЗ-131. Применяется в виде заправщиков масла;
  • ЗИЛ АЦ-40. Машина использовалась в качестве пожарной.

Технические характеристики грузовика

Технические характеристики ЗИЛ 131 помогли ему завоевать такую популярность, которую модель сохранила на долгие годы. Чтобы разобрать особенности данной машины, необходимо отдельно рассмотреть каждую ее часть.

Двигатель

Карбюраторный двигатель грузового автомобиля отличается высокой мощностью и отличными техническими характеристиками:

Тип двигателя ЗИЛ-5081
Количество тактов Четыре
Цилиндры Восемь штук
Особенность размещения цилиндров Под прямым углом, V-образное
Размер цилиндра Диаметр 100 мм
Ход поршня 95 мм
Емкость 5,97 л
Уровень сжатия 6,5
Мощность 110,3 кВт (150 л. с.)
Крутящий момент 410 Нм
Максимальные возможности развития скорости 85 км/час
Вид охлаждения Жидкостное
Рекомендуемое топливо Бензин А-76 или с большим октановым числом
Средний расход топлива 35 л/100 км

Трансмиссия

Трансмиссия отличалась следующими характеристиками:

Разновидность сцепления 24
Коробка передач 182ЭМ/6СТ-132ЭМ
Привод мостов задних Проходной последовательный
Главная передача Двойная
Передаточное число 7,339:1

Отличительной чертой ЗИЛ 131 является доступ только к двум задним мостам. Включение переднего происходит в автоматическом режиме. Для этого в конструкции автомобиля присутствует электропневматический привод.

Электросистема

Система зажигания в данной модели значительно усовершенствована. Она экранирована, герметизирована, бесконтактно-транзисторная, что обеспечивает эффективную работу в любых условиях. Все электроприборы работают от одного аккумулятора 12 В и генератора переменного тока с большим мощностным запасом.

Подвеска

Подвеска находится спереди. Она работает на двух рессорах. В конструкцию грузовика включены амортизаторы. Задняя подвеска балансирная, с шестью штангами. Тормоза работают за счет барабанов, пневматики и механического привода.

Габариты и грузоподъемность ЗИЛ 131

Габариты ЗИЛа модификации 131 и его грузоподъемные характеристики:

Размеры машины (ДхШхВ) 7,04х2,5х2,48 м
Параметры платформы (ДхШхВ) 3,6х2,322х0,346 м
Высота с тентом 0,569 м
Высота погрузки 1,43 м
Клиренс 0,33 м
Колесная база 3,35 м
Радиус поворота (наружный) 10,2 м
Преодолеваемый брод и подъем 1,4 м и 30°
Длина лебедки 50 м
Грузоподъемность по асфальтированной дороге 5 т
Грузоподъемность по грунтовой дороге 3,5 т
Допустимый вес прицепа до 4 т
Максимальный вес грузовика 10,425 т

Конструктивные особенности кабины ЗИЛ 131

Кабина грузовика ЗИЛ 131 – каркасная. Она обшита листовым металлом и утеплена изнутри. Все это необходимо для обеспечения высокого уровня комфорта для водителя, который сможет управлять автомобилем даже в самые сильные морозы. Проветривание кабины осуществляется при помощи форточек и путем открытия боковых окон. Подвижные элементы снабжаются качественными резиновыми уплотнителями. Это позволяет осуществить закрытие дверец максимально герметично.

На приборной панели машины находится целый комплекс оборудования, позволяющего осуществлять мониторинг основных технических параметров двигателя:

  • определение количества бензина в баке;
  • вольтметр и амперметр;
  • датчик, отображающий давление масла;
  • спидометр;
  • датчик уровня температуры;
  • тахометр.

Все инструменты для управления автомобилем находятся в зоне досягаемости. Кресла, размещающиеся в салоне, не отличаются большими возможностями в области регулировки положения. Но они разработаны максимально комфортными для среднестатистического человека.

Видео: Рассказ ЗИЛ 131/ ZIL 131

ЗиЛ-131 – легенда Советской Армии

Трехосный вездеход ЗиЛ-131 составлял основу автомобильного парка в Советской Армии и армиях стран-участниц Варшавского Договора. Машины, оснащенные кабиной с панорамным ветровым стеклом, угловатыми передними крыльями и знаменитым КУНГом можно встретить в самых отдаленных уголках земного шара.

Универсальность и прочность конструкции шасси позволили использовать машину для установки и различных других различных надстроек кроме КУНГа. О мастерстве советских конструкторов, разработавших эту машину, говорит хотя бы тот факт, что она выпускалась с 1966 по 2002 год.

  1. История создания
  2. Описание конструкции
  3. Двигатель
  4. Гидравлика и рулевое управление
  5. Трансмиссия
  6. Электрическая система
  7. Тормозная система
  8. Варианты надстроек
  9. Технические характеристики
  10. Применение
  11. Модернизации
  12. Видео

История создания

Разработка вездехода ЗиЛ-131 началась одновременно с началом работ по модернизации грузовика ЗиС-151, которые привели к созданию ЗиЛ-157. Для отработки решений были построены два опытных автомобиля под обозначением ЗиС-128 и 128А. Эти машины стали основой для первого опытного экземпляра ЗиЛ-131, построенного в 1956 году.

Особенностью нового вездехода стала широкая унификация узлов с перспективной гражданской машиной ЗиЛ-130. Проект предусматривал две модификации вездехода – тягач ЗиЛ-131 для артиллерийских частей и бортовой грузовик ЗиЛ-131А, предназначенный для доставки личного состава с вооружением. Изначально проект не предусматривал системы подкачки колес в движении.

Опытные машины оснащались перспективным 6-цилиндровым мотором ЗиЛ-Э130, который не удалось довести до серийного производства. По этой причине на вездеход стал устанавливаться мотор, позаимствованный у ЗиЛ-130.

Из-за особых требований заказчика по преодолению бродов, узлы трансмиссии ЗиЛ-131 имели герметизацию стыков специальной пастой, и применялось электрооборудование, способное выдерживать водные преграды.

Выпускной коллектор двигателя отливался из ковкого чугуна и собирался из трех частей. За счет этого он выдерживал резкие изменения температуры, неизбежные при движении вездехода через брод.

Приемочные испытания ЗиЛ-131 и 131А прошли в 1959 году, причем индексы модификаций поменялись местами. Армия отказалась от применения тягача, и в серии строился только бортовой вариант автомобиля ЗиЛ-131. Обозначение 131А появилось в производственной программе завода в 1971 – его присвоили гражданскому варианту.

Освоение ЗиЛ-131 шло долго – первые партии машин завод отправил заказчику только в конце 1966 года. Сборка машин шла в Москве до 1994 года. Помимо этого, с 1987 по 2002 год вездеходы собирались в Новоуральске на заводе УАМЗ.

С 1994 года производился вездеход ЗиЛ-4334, который отличался кабиной и мог комплектоваться различными двигателями. Последние машины были собраны в 2016 году.

Описание конструкции

Вездеход ЗиЛ-131 способен перевозить груз массой до 5000 кг по дорогам с твердым покрытием и до 3500 кг – по грунтовым. Для повышения внедорожных характеристик используется система централизованной регулировки давления воздуха в шинах и мосты с одинаковой шириной колеи.

Картеры мостов расположены в одну линию, что позволило снизить сопротивление при движении по глубокому снегу.

Вездеход способен преодолевать водные преграды с глубиной до 1,5 м.

В основе вездехода лежит рама, составленная из двух лонжеронов и пяти поперечин. Для обеспечения прочности конструкции лонжероны имеют переменное сечение по длине. Соединение элементов рамы выполнено на заклепках.

Двигатель

На серийных армейских вездеходах ЗиЛ-131 применялся 8-цилиндровый 150-сильный двигатель с карбюраторной системой питания. Цилиндры расположены в двух блоках, установленных под прямым углом. Особенностью двигателя является удлиненный маслоприемник и иной масляный картер, позволяющий работать с продольными наклонами до 30⁰, и с поперечными до 20⁰.

Двигатель имеет объем 5,996 л и комплектуется головками под степень сжатия 6,5. Стыки деталей двигателя герметизированы специальной пастой. По отдельным заказам производились машины с двигателем, оснащенным блоком и поршневой группой от мотора ЗиЛ-375.

На модернизированные ЗиЛ-131Н устанавливался 150-сильный мотор с измененными головками блоков, имевшими каналы газораспределения винтовой формы. Двигатель стал немного экономичнее и долговечнее. В 1992 году стали применяться дизеля Минского завода модели Д-245 (105…108 л.с.), а также 132-сильный турбодизель ЗИЛ-0550. Малыми партиями строились машины с импортным 143-сильным дизелем Perkins Phaser 145Т.

Гидравлика и рулевое управление

Гидравлическая система на вездеходе ЗиЛ-131 используется только в рулевом управлении. Рулевой редуктор построен по схеме винт с гайкой, аналогичен грузовому автомобилю ЗиЛ-130.

Гидравлическая система монтировалась на седельном тягаче ЗиЛ-137 и использовалась для привода колес активного полуприцепа.

При движении двигатель через редуктор отбора мощности приводил шестеренный насос. Жидкость под давлением до 150 Мпа подавалась к гидромоторам, установленным на осях полуприцепа. Затем жидкость возвращалась обратно в расходный бак.

Трансмиссия

Вездеходы ЗиЛ-131 и 131Н оснащены сцеплением сухого типа с одним рабочим диском. К картеру сцепления крепится 5-скоростная синхронизированная (кроме первой передачи) коробка передач. Для распределения момента по осям используется 2-скоростной раздаточный редуктор. Картеры коробки и редуктора уплотнены герметизирующей пастой.

От редуктора к переднему и среднему мосту с проходной конструкцией идут два вала. Крутящий момент передается на задний мост при помощи короткого вала. Передний мост подключается вручную или автоматически при помощи электропневматического привода, срабатывающего при включении пониженного ряда в раздаточном редукторе.

Основная коробка комплектуется 1-скоростным редуктором отбора мощности, который используется для привода лебедки. Включение редуктора электропневматическое, осуществляется из кабины.

Электрическая система

Вездеход ЗиЛ-131 оснащен электрической системой постоянного тока с рабочим напряжением 12В. Отрицательный вывод системы подключен на корпус. Узлы электрической системы имеют экраны для защиты от помех, а также защиту от проникновения воды.

Тормозная система

На грузовике применяется пневматическая система привода тормозов. Механизмы барабанного типа, расположены на всех колесах. Стояночный тормоз установлен на выходе раздаточного редуктора. Тормозные камеры оснащались дренажной системой для слива воды, скапливающейся в корпусах при преодолении водных преград.

Варианты надстроек

Бортовой вездеход ЗиЛ-131 оснащался деревянной платформой. По периметру имелась металлическая оковка. Опорные поперечные брусья кузова также изготовлены из металла. Откидывается только задний борт, остальные имеют увеличенную высоту. На боковых бортах расположены откидные скамейки, рассчитанные на 16 человек.

По центру платформы имеется место для установки третьей скамьи, рассчитанной на 8 человек. Грузовик комплектовался тентом, который хранится в отдельном контейнере за задней стенкой кабины.

Большое число армейских вездеходов ЗиЛ-131 оснащалось закрытым фургоном типа КУНГ.

Внутри могли размещаться системы радиосвязи и наблюдения, оборудование для ремонта и т.д. Фургоны оснащены системой вентиляции и подогрева воздуха с автономным отопителем. Воздухозаборники системы вентиляции оснащены фильтрами.

Технические характеристики

ЗиЛ-157К ЗиЛ-131 Урал-375Д
Масса пустого, кг 5540 6375 8400
Масса с полной нагрузкой, кг 10190 10425 12900
Скорость, км/ч 65 80 75
Расход топлива, л/100 км 42 40 50
Колея, мм 1755/1750 1820 2000
Длина, мм 6684 7040 7350
Ширина, мм 2315 2500 2690
Высота (бортовой вариант), мм 2360 2480 2680
База, мм 3120 3350 3525

Применение

Вездеходы ЗиЛ-131 стали одной из основных машин для создания пожарной техники. На базе машины изготовлялись автоцистерны, рукавные автомобили, лестницы.
В армии шасси вездехода применялось для размещения установок залпового огня, зенитных ракетных комплексов «Волхов» и С-125. Габариты ЗиЛ-131 подходили для доставки армейскими транспортными самолетами, такими как Ан-22 или Ил-76.

Грузовики имели штатные точки крепления, позволявшие устанавливать машину в грузовом отсеке самолета. Армейские седельные тягачи применялись совместно с полуприцепами ОдАЗ-778М или 9325. Полуприцепы использовались для доставки военных грузов или компонентов ракетных комплексов.

Модернизации

Вездеход ЗиЛ-131 претерпел в ходе производства одну модернизацию, которая произошла в 1986 г. Изменения коснулись двигателя, который стал расходовать меньше топлива. Параллельно сократилось количество вредных выбросов отработаных газов. Использовавшийся брезентовый тент заменили на более дешевый и прочный синтетический, унифицированный с изделиями для грузовиков КамАЗ.

Выросла на 250 кг грузоподъемность при движении по грунтовым дорогам. Модернизированные армейские вездеходы получили обозначение ЗиЛ-131Н, а гражданские – 131АН.

Гражданские машины лишились дополнительного топливного бака.

Силами автосборочного завода в городе Чита строились вездеходы ЗиЛ-131С, предназначенные для работы в условиях крайнего Севера. Кабина имела дополнительную изоляцию и двойные стекла. Машины комплектовались противотуманными фарами, системой предпускового подогрева, автономным отопителем. Резинотехнические изделия сохраняли работоспособность при температуре до минус 60⁰С.

Видео

Характеристики ЗИЛ 131

В истории отечественного автопрома трудно найти модель, которая сразу разрабатывалась для гражданского использования. Особенно, когда речь идет о грузовых автомобилях и спецтехнике. Не стал исключением и знаменитый ЗИЛ 131, технические характеристики которого создавались с учетом армейских требований. Впрочем, машина быстро стала использоваться как универсальный грузовик и тягач: надежный, мощный, проходимый. Он быстро завоевал популярность за счет простой и ремонтопригодной конструкции, высокой надёжности и простоты обслуживания. Модель получила широкое распространение как в хозяйственной, так и в военной сферах.

  1. История создания и описание модели
  2. Технические характеристики
  3. Двигатель
  4. Трансмиссия и тормоза
  5. Ходовая часть и подвеска
  6. Кабина
  7. Расход топлива
  8. Условия эксплуатации
  9. Стоимость автомобиля
  10. Заключение

История создания и описание модели

Первые опытные образцы появились в 1956 году, после чего модель включили в план массового производства. Изначально ЗИЛ-131 планировали использовать как артиллерийский тягач. Для сухопутных войск уже был ЗИЛ-157, однако военные вскоре оценили многофункциональность и надежность новой модели. Опытные тягачи оказались не слишком подходящими из-за склонности к заносам, зато очень быстро ЗИЛ-131 превратился в многоцелевой грузовик и нашел самое широкое применение как в армии, так и на дорогах общего пользования.

Опытные экземпляры дорабатывали ни один раз. Первая серийная партия была собрана только в 1967 году. В итоге машина опередила морально устаревший 157-й буквально по всем параметрам: проходимости, грузоподъёмности, скорости и даже комфорту.

Автомобиль получил новую раздаточную коробку и КПП. Грузовую платформу опустили вниз, что улучшило устойчивость машины и одновременно упростило разгрузку / загрузку боеприпасов и других грузов. Кроме того, автомобиль оснастили централизованной системой подкачки шин и другими доработками. Также разработали мощный 6-цилиндровый мотор, который впоследствии уступил место 8-цилиндровому. Трехосная база и относительно легкая и простая трансмиссия стали еще одними преимуществами новой модели.

ЗИЛ 131 был разработан для армейских нужд

Важно отметить капотную компоновку автомобиля. Это было сделано как для того, чтобы унифицировать армейский грузовик с гражданским ЗИЛ-130, так и в целях повышения устойчивости к подрыву под колесами. Если бескапотный автомобиль наезжал на противотранспортную мину, водитель мог серьезно пострадать, капотная же компоновка оставляла кабину практически неповреждённой.

Также дизайнеры реализовали ряд не то чтобы новаторских, но узнаваемых решений: машина получила угловатые крылья, защитную решетка головного освещения и панорамное стекло, разделенное на две части.

Модификации ЗИЛ 131:

  1. ЗИЛ-131А, он же 131НА — базовая модель с неэкранированным негерметичным электрооборудованием. ЗиЛ-131 бортовой — классический грузовик с дощатым кузовом на стальном каркасе. Задний борт откидывается для погрузки-разгрузки, внутри кузова расположены складывающиеся скамейки для перевозки пассажиров (до 16 человек).
  2. Тентованный вариант для перевозки людей и грузов.
  3. 131В — седельный тягач. Мог оснащаться мотором повышенной мощности.
  4. 131С — «арктические» модификации для холодного климата.

Также на шасси ЗИЛ-131 выпускались различные типа специального оборудования:

  • топливозаправщики;
  • маслозаправщики;
  • автоцистерны
  • кузова-фургоны КУНГ К-131 и КМ-131;
  • аэродромные передвижные агрегаты АПА-50М и АПА-35-2В;
  • бурильно-крановая установка с глубиной бурения от 3 до 5 м.

Отдельно стоит отметить модификацию Уральского автомоторного завода, с конвейеров которого после 2002 года сошла ЗИЛ 131 пожарная машина, успешно выпускаемая до сих пор.

Базовая вариация выпускалась с 1966 до 1986, после чего появился модернизированный вариант, получивший обозначение ЗИЛ-131Н. Он оснащался как проверенными карбюраторными моторами, так и дизельными установками.

Технические характеристики ЗИЛ 131

Технические характеристики

В процессе доработок сложились следующие ТТХ ЗИЛ 131:

  • вес — 10425 кг;
  • грузоподъемность — 5000 кг;
  • площадь кузова — 8,2 кв.м;
  • объем кузова (бортового) — 6,6 куб.м;
  • максимальная скорость — 80 км/ч;
  • КПП — механическая, 5-ти ступенчатая;
  • колесная формула — 6×6.
  • длина – 7040 мм;
  • ширина – 2500 мм;
  • высота – 2480 мм (с тентом – 2970 мм);
  • дорожный просвет – 330 мм;
  • радиус разворота – 10800 мм.

Машина преодолевает броды глубиной до 1,4 м и может двигаться в гору с уклоном до 30 градусов. Она оснащена двумя топливными баками по 170 л.

Двигатель

Двигатель ЗИЛ 131 — карбюраторный, 8-ми цилиндровый, с V-образным расположением цилиндров. Как и многие другие технические узлы, он был унифицирован с гражданской версией 130. Двигатель имел объем 6 литров и развивал мощность до 150 л. с. В отличие от гражданской версии, армейская получила еще предпусковой подогреватель, который обеспечивал надежный запуск мотора в сильные морозы. Клапаны расположены сверху. Охлаждение — жидкостное. Тип двигателя — четырехтактный.

Трансмиссия и тормоза

Основными деталями трансмиссии являются сцепление, КПП, раздаточная коробка, карданная передача, главные передачи, дифференциалы и привод ведущих колес. 131-й имеет два ведущих моста, и, стало быть, два «набора» из главной передачи, дифференциала и привода. Средний мост называется проходным, так как обеспечивает передачу вращения с переднего моста на задний. Передний мост включался автоматически за счёт электропневматического механизма.

На этом автомобиле устанавливается фрикционное, сухое сцепление с одним диском. Это значит, что крутящий момент передается за счет трения между дисками. При этом рабочие поверхности дисков должны быть сухими. Это отличает их от конструкций, расположенных в масляных ванных. Сжатие дисков обеспечивается пружинами, расположенными по периферии. Ведомый диском оснащен гасителем колебаний и механическим приводом. Важно отметить, что сцепление было приспособлено для преодоления автомобилем водных преград. Чтобы вода не попала в механизм, все стыки в картере герметизированы пастой. Также в нижней крышке предусмотрена глухая пробка, дополнительно защищающая картер от попадания жидкости.

КПП устанавливалась пятиступенчатая, синхронизированная. Её дополняла двухступенчатая раздатка. КПП была одним из наиболее прочных и надежных узлов автомобиля и служила без поломок до 300 тыс. км пробега.

Ходовая часть и подвеска

Ходовую часть автомобиля составляют рама, оси, передняя и задняя подвески, колеса с шинами. В основе конструкции — сварная стальная рама, изготовленная из двух продольных и нескольких поперечных балок. Рама служит основой для основных агрегатов и узлов. В частности, на ней расположены кронштейны, к которым крепятся крылья, подножки, топливный бак, детали подвески и т. д.

Кабина

Кабина получилась достаточно просторной, с тремя местами (для водителя и двух пассажиров). Приборная панель отражает информацию об уровне топлива, температуре масла и охлаждающей жидкости, скорости и пройденном пути.

Стекло — панорамное, разделенное на две части. С этой деталью было связано много споров. Дизайнеры выбрали для кабины гнутое панорамное лобовое стекло. Однако довольно быстро выяснилось, что это было не лучшее решение для военного грузовика. Использование гнутых стекол затрудняло ремонт в полевых условиях. Нужно было где-то хранить и перевозить такие стекла. Испытания показали, что использование плоских стекол не только решила бы проблему эксплуатации, но и существенно улучшило бы качество теплоизоляции. Однако замена остекления стоила столько, что Минбороны отказалась от этой идеи.

ЗИЛ рассчитан на езду в различных дорожных условиях

Расход топлива

Расход топлива составляет до 40 л на 100 км. Учитывая, что общий объем топливного бака ЗИЛ 131 составляет 340 л, одной полной заправки хватит на 800 км при движении с полной нагрузкой.

Условия эксплуатации

В целом, автомобиль рассчитан на суровые условия использования и неприхотлив к качеству дорожного покрытия, температуре окружающего воздуха и другим факторам. Однако его не стоит перегружать. Максимальная разрешенная масса ЗИЛ не должна быть превышена, груз должен располагаться равномерно и быть надежно зафиксирован.

Несмотря на то, что 131-й ЗИЛ не один десяток лет был главным армейским грузовиком в СССР, он часто подвергается критике. Есть мнения, что машина существенно потеряла в проходимости по сравнению со своим предшественником, и что целесообразнее было доработать 157-й, чем тратить ресурсы на новую модель. Тем не менее, машина широко использовалась для решения армейских задач и завоевала признание водителей.

Стоимость автомобиля

Сегодня купить военный ЗИЛ можно только на вторичном рынке. Цена зависит от пробега и технического состояния. В среднем, экземпляры начала 1990-х годов можно купить за 100—110 тыс. рублей. Машины, выпущенные в начале 2000-х обойдутся уже дороже, в 350—400 тыс. руб. Что касается обслуживания и ремонта, они тоже вполне доступны; запчасти и расходные материалы стоят не дорого, особенно по сравнению с более современными моделями этого класса.

Заключение

Машина пользовалась высоким спросом как в регионах СССР, так и странах ближнего зарубежья. Также был налажен экспорт грузовика в страны Африки и Азии в рамках международного сотрудничества. Интерес к автомобилю сохраняется и сегодня. Принимая во внимание габаритные размеры и сколько весит ЗИЛ, его можно использовать как городской грузовик. Еще эффективнее его применение за городом для перевозки материалов и пассажиров, в том числе для снабжения удаленных туристических баз. А пожарная машина и бурильные установки на базе ЗИЛ до сих пор не имеют конкурентов.

ГАЗ 66: двигатель и прочие технические характеристики

Александр Молоков/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с отечественным и зарубежным автопромом. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Александр Молоков.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Volog-damaz.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: